Главная 1 четверть  2 четверть  3 четверть

 8 класс

Дополнительные занятия

Понедельник 14:25 - 15:05

Среда 14:05 - 14:55

 

УМК: Л.Л. Босова. Информатика

Учебные пособия

Босова Л.Л. Информатика, 8 класс

Робот-онлайн

Робот-онлайн

Приложение Скачать

Pascal online

 

ОЛИМПИАДЫ и КОНКУРСЫ   Участвуй и ПОБЕЖДАЙ!!!

 

Робот-онлайн

Робот-онлайн

Приложение Скачать

 

19.05.2025понедельник

Подведение итогов. Итоговое повторение

1. Проверка тетрадей и домашних заданий.

2. Выполнение практических заданий из домашних работ.

3. Задания из демоверсий ОГЭ:

    №№ 3, 5, 6, 10, 15, 16

 

12.05.2025, понедельник

Проверочная работа. Основы программирования на Python

Часть 1

Тестирование. 15 мин.

Часть 2

Разработать программу на языке программирования Python. 15-20 мин.

Задания

ВНИМАНИЕ. Во всех заданиях вводятся натуральные числа!

1. С клавиатуры вводятся n чисел по одному.

    Найти сумму чётных чисел.

2. С клавиатуры вводятся числа по одному.

    Признак конца ввода - число 0.

    Найти сумму нечётных чисел.

3. С клавиатуры вводятся n чисел по одному.

    Найти сумму чисел, кратных 3 или 5.

4. С клавиатуры вводятся n чисел по одному.

    Найти количество чисел, оканчивающихся на 5 или 7.

5. С клавиатуры вводятся числа по одному.

    Признак конца ввода - число 0.

    Найти сумму количество чисел, кратных 3 и 5.

6. С клавиатуры вводятся n чисел по одному.

    Найти количество чисел, кратных 9 и 5.

7. С клавиатуры вводятся n чисел по одному.

    Найти количество чисел, кратных 4 или вывести NO, если таких чисел нет.

8. С клавиатуры вводятся числа по одному.

    Признак конца ввода - число 0.

    Найти среднее арифметическое чисел, оканчивающихся на 6.

9. С клавиатуры вводятся n чисел по одному.

    Найти максимальное число, оканчивающееся на 3.

    Предполагается, что хотя бы одно такое число обязательно есть.

10. С клавиатуры вводятся n чисел по одному.

    Каждое вводимое число не более 50000.

    Найти минимальное чётное число.

    Предполагается, что хотя бы одно чётное число обязательно есть.

11. С клавиатуры вводятся числа по одному.

    Признак конца ввода - число 0.

    Найти количество чисел последняя цифра которых не 3 и не 5.

12. Дан отрезок [10; b], где b >=20.

     С клавиатуры вводятся n чисел по одному.

    Сколько чисел принадлежат данному отрезку?

13. С клавиатуры вводятся n пар чисел.

    Сколько пар чисел таких, что в них первое число не больше второго?

14. С клавиатуры вводятся пары чисел.

      Признак конца ввода: хотя бы одно число в паре равно 0.

    Сколько пар чисел таких, что в паре оба числа различной чётности?

    Т.е., одно число чётное, другое - нечётное.

15. С клавиатуры вводятся пары чисел.

      Признак конца ввода: хотя бы одно число в паре равно 0.

    Сколько пар чисел таких, что в паре оба числа различной чётности?

    Т.е., одно число чётное, другое - нечётное.

16. С клавиатуры вводятся пары двузначных чисел.

     Признак конца ввода: хотя бы одно число в паре равно 0.

    Сколько пар чисел таких, что в паре хотя бы одна цифра числа равна 5?

Домашнее задание

Оформить решение двух любых задач (одна с чётным номером, другая - с нечётным)

Задачу, решаемую на уроке, брать нельзя.

   

05.05.2025, понедельник

Практическая работа. Цикл for

Задачи

1. Получить квадраты n первых натуральных чисел.

2. Найти сумму чётных чисел из n первых натуральных чисел.

3. Найти произведение нечётных чисел из n первых натуральных чисел.

4. Найти среднедневную температуру первой декады апреля. Декада - это 10 дней.

5. Найти средний балл успеваемости ученика по математике, если в течении четверти он получил n отметок.

6. В классе n учеников. Найти средний рост ученика.

7. Магазин за смену посещают n покупателей. Найти среднюю стоимость покупки за день.

8. Каждый час измеряется температура воздуха. Найти среднюю температуру в ночное время. (с 22 ч. до 5 ч. включительно)

9. Дано натуральное число. Вывести все делители числа.

10. Дано натуральное число. Является число простым? Вывести 'YES', если число простое, иначе - 'NO'.

11*. В баскетбольную команду отбирают юношей по росту.

    В команду зачисляют тех, чей рост не менее 178 см.

    Сколько человек зачислят в команду из n претендентов?

    Также выведите рост самого высокого и самого низкого члена команды.

12*, Ученик ежедневно в течении недели читал. В первый день он прочитал k страниц,

    а каждый следующий день читал на 2 страницы больше, чем в предыдущий день.

    Сколько страниц ученик прочитал за неделю?

13*. Бегун в первый день пробегает s км. Сколько км пробегает бегун в n-й день,

    если известно, что каждый день расстояние, которое он преодолевает, увеличивается на 10%.

14*. Вкладчик оформил вклад на s рублей под k% годовых.

      Проценты можно снимать за предыдущий месяц по желанию вкладчика.

      А если не снимать, то в следующем месяце проценты начисляются на сумму вклада и проценты за предыдущий месяц.

      Какая сумма будет на счету вкладчика в конце года? Год - это 12 любых месяцев.

15*. Числа Фибоначчи. Это числа 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13 и т.д.

      У чисел Фибоначчи первые два числа равны 1. Следующее число, начиная с третьего, получается как сумма двух предыдущих.

       Выведите n первых чисел Фибоначчи.

Домашнее задание.

В рабочей тетради оформить решение 10 первых задач.

Подготовиться к контрольной работе.

Вопросы и задания с самоконтролем в учебнике.

 

28.04.2025, понедельник

Цикл for

for <переменная> in range(n1,n2,h):

        <тело цикла>

 

range(n1, n2, h) - функция, которая перебирает значения от n1 до n2 - 1 c шагом h
Если шаг не указан, то он равен +1

Если n1 не задано, то перебор начинается с 0

Если n1 > n2, то шаг указывается отрицательным до значения n2 - 1

Практическая работа

Пример 1.

Найти сумму первых натуральных чисел.

Пример 2.

Получить квадраты первых натуральных чисел и вывести их в обратном порядке.

Пример 3

На вход программы поступает натуральных чисел.

Найти количество и сумму чисел, кратных 3, но не кратных 2.

В одной строке вывести вначале сумму, а затем количество искомых чисел.

Тестирование программы.

Входные данные

Выходные данные

Тест 1

 

6

2

9

15

12

8

18

sum = 24 k = 2

Тест 2

 

8

21

12

3

11

33

15

24

19

 

sum = 72 k = 4

Тест 3

 

4

23

12

300

6

sum = 0 k = 0

 

Самостоятельная работа

Задание 1

Получить кубы первых 100 натуральных нечётных чисел.

Задание 2

На вход программе поступает n натуральных чисел, которые вводятся по одному.

Найти количество чисел, кратных 5, но не оканчивающихся на 0 или вывести 'NO', если таких чисел нет.

Данные для тестирования придумать самостоятельно.

Задание 3

На вход программе поступает n целых чисел, которые вводятся по одному.

Найти произведение отрицательных чисел или вывести 'NO', если таких чисел нет.

Данные для тестирования придумать самостоятельно.

Задание 4

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 4.

Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа.

В последовательности всегда имеется число, кратное 3 и оканчивающееся на 4.

Программа должна вывести одно число: сумму чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 4.

Данные для тестирования придумать самостоятельно.

Задание 5

Восьмиклассники участвовали в викторине по математике. Необходимо было ответить на 20 вопросов.

Победителем викторины считается участник, правильно ответивший на наибольшее количество вопросов.

На сколько вопросов победитель ответил правильно?

Если есть участники викторины, которые не смогли дать правильный ответ ни на один из вопросов, выведите YES, иначе – выведите NO.

Гарантируется, что есть участники, правильно ответившие хотя бы на один из вопросов.

Программа получает на вход число участников викторины N (1 ≤ N ≤ 50),

затем для каждого участника вводится количество вопросов, на которые получен правильный ответ.

Данные для тестирования придумать самостоятельно.

Домашнее задание

Оформить решение 2-х любых задач из списка  задач, указанных выше, номера которых идут не подряд

 

21.04.2025, понедельник

Программирование циклических алгоритмов

Цикл while с постусловием

while True:  всегда позволяет войти в цикл

Для выхода из цикла используется функция break

Пример 1

С клавиатура по одному вводятся целые числа.

Найти произведение положительных чисел.

Ввод чисел завершается, когда введено число 0.

Гарантируется, что входные данные содержат хотя бы одно положительное число.

Входные данные Выходные данные

7

10

-15

2

-1

0

Ответ: 140

5

-2

-3

12

--52

0

Ответ: 60

Пример 2

С клавиатура по одному вводятся целые числа.

Найти количество чисел, кратных 3, но не кратных 6

или вывести NO, если такие числа отсутствуют.

Ввод чисел завершается, когда введено число 0.

Входные данные Выходные данные

5

6

18

15

3

21

4

0

Искомых чисел = 3

8

12

6

16

30

0

NO

Самостоятельная работа

Вариант 1

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел находит среднее арифметическое трёхзначных чисел или сообщает, что таких чисел нет (выводит NO). Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Программа должна вывести среднее арифметическое трёхзначных чисел или вывести NO, если таких чисел нет.
Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные  

10

120

125

0

122.5  

11

15

1

18

99

5

0

NO  

 

Вариант 2

Напишите программу, которая в натуральных целых чисел определяет количество чётных чисел, кратных 7. Программа получает на вход целые числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность).  Программа должна вывести одно число: количество чётных чисел, кратных 7.
Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные

18

28

21

56

48

7

35

0

2

 

Вариант 3

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность).  Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4.
Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные

24

6

34

22

84

0

108

 

Вариант 4

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 7 и оканчивающихся на 2. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность).  Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел, кратных 7 и оканчивающихся на 2.
Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные

112

24

42

49

22

0

154

 

Вариант 5

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 6. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 6.
Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные

36

12

16

66

11

0

102

 

Домашнее задание

§3.5, 3.5.1

Решить задачи из списка.

Данные для тестирования ввести самостоятельно.

1. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел находит среднее арифметическое чисел, кратных 8, или сообщает, что таких чисел нет (выводит «NO»). Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Программа должна вывести среднее арифметическое чисел, кратных 8, или вывести «NO», если таких чисел нет. Значение выводить с точностью до десятых.

2. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел находит количество чисел, кратных 5, но не оканчивающихся на 0, или сообщает, что таких чисел нет (выводит «NO»). Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Программа должна вывести количество чисел, кратных 5 и не оканчивающихся на 0, или вывести «NO», если таких чисел нет.

3. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел находит разность между числом 10000 и суммой чисел, кратных 15, или сообщает, что таких чисел нет (выводит «NO»). Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Программа должна вывести разность между числом 10000 и суммой чисел чисел, кратных 15, или вывести «NO», если таких чисел нет.

 

14.04.2025, понедельник

Программирование циклических алгоритмов

Цикл while

while <логическое выражение> :

        <тело цикла>

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

break команда, прекращающая цикл в любом месте

 

Пример 1

клавиатуры вводится целых чисел по одному. Найти сумму чисел.

Пример 2

клавиатуры вводится последовательность натуральных чисел по одному.

Найти минимальное число, оканчивающееся на 4. Введённые числа не превышают 30000.

В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4.

 

Практическая работа.

Задачи.

Вариант 1

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 2. 

Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000.

Введённые числа превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 2.
 

Вариант 2

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 4.

Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа.

В последовательности всегда имеется число, кратное 3 и оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 100.

Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число: сумму чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 4.
 

Вариант 3

 Напишите программу, которая в последовательности целых  чисел определяет количество двузначных чисел, кратных 8.

Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа.

 Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа по модулю не превышают 30 000.

Программа должна вывести одно число: количество двузначных чисел, кратных 8.
 

Вариант 4

 Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет количество чисел, кратных 5 или 9.

Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000.

Введённые числа по модулю не превышают 30 000.

Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 5 или 9.


Вариант 5

Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет количество чисел, кратных 7, но не кратных 2.

Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000.

Введённые числа по модулю не превышают 30 000.

Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 7, но не кратных 2.

 

Домашнее задание

§3.5, 3.5.1

Решить задачи из списка.

Задачи

1. Получить последовательность из первых натуральных чисел.

    Например. Если n = 8, то результатом будет последовательность 1 2 3 4 5 6 7 8

2. Получить последовательность из первых натуральных чисел в обратном порядке.

    Например. Если n = 8, то результатом будет последовательность 8 7 6 5 4 3 2 1

3. Найти произведение натуральных чисел из отрезка [ab].

    Например. Если отрезок [2, 7], то результатом будет 5040, т.к. 2*3*4*5*6*7 = 5040.

4.  Получить таблицу умножения на заданное число.

    Например, таблица умножения на 7:

        1 * 7 = 7

        2 * 7 = 14

        3 * 7 = 21

        4 * 7 = 28

        5 * 7 = 35

        6 * 7 = 42

        7 * 7 = 49

        8 * 7 = 56

        9 * 7 = 63

        10 * 7 = 70

5. клавиатуры вводится последовательность натуральных чисел по одному.

Найти максимальное число, оканчивающееся на 5. Введённые числа не превышают 30000.

В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 5.

Например. Для 8 введённых чисел последовательности 4 75 350 4299 177 1007 625 324 ответом будет число 625

 

07.04.2025, понедельник

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Практическая работа.

Образец

задача. Дано три числа. Найти большее из них.

Задача. По номеру дня недели вывести название дня недели.

Самостоятельная работа.

1. Даны два целых числа, одно из которых является числителем, а другое – знаменателем обыкновенной дроби.

    Какая из дробей получается: правильная или неправильная?
2. Перераспределите значения переменных x и y так, чтобы x было не больше y.
3. Дано три целых числа. Имеется ли среди чисел число, кратное 3?
4. Известны длины трёх отрезков. Можно ли из данных отрезков построить треугольник?
5. Дано целое трёхзначное число. Могут ли цифры этого числа быть длинами сторон треугольника?
6. Является ли треугольник со сторонами a, b, c равнобедренным?
7. Дано трёхзначное число N. Является ли сумма цифр дано числа чётным числом?
8. Дано четырёхзначное натуральное число. Является ли число перевёртышем? Например. Число 1551 - перевёртыш, число 1552 - нет.

атуральных числа. Являются ли числа числами Пифагора?

9. По номеру месяца в году определить название месяца.

10. По названию времени года вывести названия месяцев этого времени года.

 

Домашнее задание

Разработать программы для решения 4 задач по выбору: 2 c чётными номерами и 2 с нечётными номерами..

Скрипты и условия задач записать в рабочую тетрадь

 

24.03.2025, понедельник

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Практическая работа

Знаки отношений: >, <, ==, !=, >=, <=

Логические операции: not, and, or

 

    Полная форма ветвления

if <логическое выражение>:

            <значение если истина>

else:

            <значение если ложь>

 

    Неполная форма ветвления

if <логическое выражение>:

            <значение если истина>

Задание 1

Дано натуральное число. Определить чётность числа.

Входные данные Выходные данные
7 7 - нечётное число
450 450 - чётное число

 

Задание 2

Дано три натуральных числа. Сколько из них кратны 3?

Входные данные Выходные данные
7 5 19 Чисел, кратных 3 = 0
24 18 2 Чисел, кратных 3 = 2
12 99 6 Чисел, кратных 3 = 3
8 20 63 Чисел, кратных 3 = 1

 

Задание 3

Дано два различных числа.

Большее число увеличить на 1, меньшее - уменьшить на 1.

Входные данные Выходные данные
7.56 91.12 Ответ: x = 6.56 y = 92.12
6.45 3.21 Ответ: x = 7.45 y = 2.21

 

Самостоятельная работа

1. Дана координата некоторой точки на числовой прямой.

    Принадлежит ли точка отрезку [a; b]?

2. Даны координаты точки A(x,y). Принадлежит ли точка третьей четверти координатной плоскости?

3Даны координаты точки A(x,y). Какой части координатной плоскости принадлежит точка?

4. Даны координаты точки A(x,y). Принадлежит ли точка прямой y = 3x -2?

5. Даны четыре числа. Могут ли они быть длинами сторон прямоугольника?

6. Дано пять целых чисел. Сколько среди них являются чётными?

7. Дано четыре числа. Сколько из них оканчиваются на 3 или 7?

8. Дано четыре числа. Найти большее из них.

9. Дано двузначное натуральное число. Получить трёхзначное число вставкой в середину числа любой цифры, если данное число чётное или приписыванием цифры справа в противном случае.

    Например. Для числа 26 и цифры 1 ответом будет число 216, а для числа 29 и цифры 1 ответом будет 291.

10. Дано трёхзначное натуральное число. Каких цифр в числе больше: чётных или нечётных?

    Например. Для числа 222 или 320, или 801 ответом будет: больше чётных. Для 132 или 579 или 411 ответом будет больше нечётных.

11. Дано четырёхзначное натуральное число. Имеется ли в числе цифра 0?

    Например. Для чисел 1001 или 1020, или 4000 ответом будет: имеется. Для чисел 3482, 3211, 5555 ответом будет: не имеется.

12. Дано четырёхзначное натуральное число. Если число, образованное цифрами тысяч и сотен больше числа, образованного цифрами десятков и единиц, то поменять местами цифры тысяч и единиц, в противном случае, поменять местами цифры сотен и десятков.

    Например. Для числа 3419 ответом будет число 9413, а для числа 5178 ответом будет число 5718.

13. Дано двузначное натуральное число и цифра не 0. Получить трёхзначное число приписыванием цифры слева к двузначному числу, если число чётное и справа, если число нечётное.

    Например. Для числа 54 и цифры 7 ответом будет 754, а для числа 33 и цифры 8 ответом будет 338.

14. Дано трёхзначное натуральное числ о. Заменить каждую чётную цифру в нём на нечётную, которая следует в алфавите цифр следующей.

    Например. Для числа 319 ответом будет 319, для числа 238 ответом будет 339, а для числа 265 ответом будет 375.

15.  Дано трёхзначное натуральное число. Получить из него двузначное число вычёркиванием цифры десятков, если цифра сотен - нечётное число. В противном случае получить двузначное число вычёркиванием из трёхзначного числа цифры единиц.

    Например. Для числа 379 ответом будет число 39, а для числа 497 ответом будет 49.

16. Дано три натуральных числа. Являются ли числа числами Пифагора?

 

 

17.03.2025, понедельник

Программирование линейных алгоритмов

Практическая работа

Задание 1 Выполнить в интерактивном режиме

Параметры end и sep функции print()

Стр. 213. примеры в таблице.

Выполнить в интерактивном режиме, сделать выводы

Домашнее задание

Разработать программы для 3 любых задач.

Номера выбранных задач должны отличаться не менее, чем на 2.

Программы записать в рабочей тетради.

1. Покупка состоит из четырёх товаров. Найти стоимость покупки.

2. Ученик получил за четверть по физике пять отметок. Найти среднюю отметку ученика по физике.

3. В прыжках с трамплина на лыжах выполняются три попытки.

    Итоговый результат засчитывается как среднее арифметическое всех попыток.

    Найти итоговый результат.

4. Автомобиль проехал км за часов. Найти среднюю скорость автомобиля.

5. Клиент банка переводит сумму денежных средств из рублей в доллары.

    Определите причитающуюся ему сумму после обмена в новой валюте.

6. Группа туристов заказала обед в кафе.

    Определите стоимость обеда, если в группе туристов.

7. Ученик купил тетрадь, блокнот, 2 карандаша и 3 ручки. Найдите стоимость покупки.

8. Турист из гостиницы добирается до музея вначале на метро, затем на автобусе.

    Какую сумму денежных средств составляет поездка?

9. Турист из гостиницы добирается до музея вначале на метро, затем на автобусе, затем на троллейбусе.

    Определите время туриста в пути.

10. Турист находился в пути t секунд. Выразите это время в часах, минутах, секундах.

 

10.03.2025, понедельник

Переменные. Оператор присваивания

Переменные - это именованные данные (идентификаторы).

Переменные обозначаются латинскими буквами или сочетаниями.

Например: a, b, f, e, name, Name, answer

Чтобы указать значение переменной, нужно использовать оператор присваивания: =

или ввести данные при исполнении программы, используя функцию input()

Например:

a = 7; c = 8.93; name = 'Пётр'

t = float(input('Введите цену товара'))

 

Основные типы данных в Python:

Тип

Обозначение

типа

Выражение

Значение

целый

int

b = -56

-56

целый

int

a = 321

321

вещественный

float

c = 23.807

23.807

вещественный

float

f = -1.05

-1.05

символьный (строковый)

str

z = 'Ответ:'

Ответ:

символьный (строковый)

str

t = "Страна"

Страна

Логический

bool

5 > 3

True

Логический

bool

7 != 8

True

Логический

bool

25 == 16

False

Логический

bool

6 <= 8

True

В Python по значению переменной автоматически определяется её тип.

Значение символьной величины заключается в кавычки.

 

Практическая работа. Ввод, вывод данных, присваивание

Функция input() - ввод данных. Результатом ввода будут символы.

Чтобы ввести число, нужно указать тип.

Например:

    a = int(input('Введите число > ')) #для ввода целого числа

   с = float(input('Введите число > ')) #для ввода вещественного числа

 

Домашнее задание

Разработать программы для решения задач.

Тексты скриптов записать в тетрадь.

1. Вычислить значение выражения:

    3a - 2b3c + 7.2a2, где a, b, c вводятся с клавиатуры

2. Даны стороны прямоугольника. Найти площадь и периметр прямоугольника.

3. Дано натуральное трёхзначное число, которое вводится с клавиатуры.

    Найти сумму и произведение цифр числа.

 

03.03.2025, понедельник

Язык программирования. Система программирования

Программа: набор инструкций и данных для решения задачи.

Язык программирования: формальный язык для записи компьютерных программ.

Структура языка:

        алфавит (набор используемых знаков);

        синтаксис (правила написания конструкций языка);

        семантика (толкование конструкций языка).

Конструкции языка программирования:

        выражения (математические, логические, символьные);

        идентификаторы, константы, переменные;

        операторы, процедуры, функции.

Язык программирования Python.

Создал голландский программист Гвидо ван Россум в конце 90-х годов XX столетия.

Программа на языке программирования Python называется скриптом. Файл с расширением .py

Язык программирования Python является интерпретируемым языком.

Для запуска скриптов на компьютере должен быть установлен интерпретатор Python.

Команды в языке программирования Python записываются строчными буквами.

Заглавные и строчные буквы различаются.

Если команд несколько в одной строке, то они разделяются знаком ;

Среда программирования (среда разработки программ)

Среда программирования - программа для создания и отладки программы.

Основные компоненты среды программирования:

    текстовый редактор (для написания кода программы);

    средства отладки (для проверки работоспособности программы);

    интерпретатор (для перевода команд в машинные коды и их выполнения).

Режимы работы среды разработки:

    интерактивный (при нажатии на клавишу Enter после ввода команды, она сразу выполняется);

    программный (в файл записывается код программы, а затем скрипт выполняется при нажатии на клавишу F5);

Для сохранения скрипта используется последовательность команд: File - Save - указывается путь к файлу и имя файла,

Для запуска среды разработки выполнить: Пуск - Программирование - IDLE Python 3.X, где X - версия используемого Python 3

Практическая работа

Задание 1

print() - функция для вывода данных

            Для вывода текста выводимый текст нужно заключить в одинарные или двойные кавычки.

Создать первую программу, которая выводит сообщение: Привет, МИР!!!

Загрузите среду разработки  Пуск - Программирование - IDLE Python

В строке наберите текст скрипта:

    print('Привет, МИР!')  

Нажмите на клавишу Enter

Привет, МИР!!! - этот текст появится вначале следующей строки.

Задание 2

вещественное число

78,652

78.652

сложение, вычитание +, -
умножение, деление *, /

возведение в степень

133

**

13**3

возведение в степень

237

pow(a,b)

pow(23,7)

целая часть от деления

34 div 7

//

34 // 7

остаток от деления

56 mod 9

%

56 % 9

Вычислить значение выражения:

    34,56·8.56 - 7.352 + 103 - 56·0.307/6.78 + 12.325

 

В строке наберите текст скрипта:

    print(34.56*8.56 - 7.35**2 + 103 - 56*0.307/6.78 + pow(12.32,5))

Нажмите на клавишу Enter

284169.1658278279 - результат выполнения скрипта

Домашнее задание

Выучить основные понятия.

Записать в тетради скрипт для вычисления значения выражения:

1) 78,245 - 1,029·64,27 - 32,123 + 63,24/4,21

2)  a div 10 + b mod 100

 

24.02.2025, понедельник

Контрольная работа. Основы алгоритмизации и программирования

Задания 1 - 3 выполняются на отдельных листах.

Задание 4 выполняется на компьютере в среде исполнителя Робот.

 

4. Разработать алгоритм для исполнителя Робот.

Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

 

10-17.02.2025, понедельник

Алгоритмическая конструкция "повторение"

Исполнитель Робот

 

Среда исполнения - бесконечное клетчатое поле. Робот перемещается по клеткам поля, оставляя клетки пустыми или закрашивая их.

                               На границах клеток могут быть установлены препятствия (стены).

                               Если Роботу дать команду переместиться из клетки в направлении стены этой клетки, он разбивается.

 

СКИ Робота: закрасить,

                     влево, вправо, вверх, вниз,

                     слева свободно, справа свободно, сверху свободно, снизу свободно.

 

Структура алгоритма

 

исполнитель Робот

алг

нач

    <команды алгоритма>

кон

 

Последовательность разработки алгоритма в среде КуМир

  1. Запустить среду разработки.

  2. Создать стартовую обстановку.

  3. Записать алгоритм.

  4. Отобразить окно Робота.

  5. Запустить алгоритм для исполнения.        

Понятие цикла

Цикл с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

нц пока <логическое выражение>
. <тело цикла>
кц

 

Задание 1. (Пример 13 из учебника на стр. 101)

                Разработать алгоритм для исполнителя Робот, который позволит зарисовать все клетки лабиринта.

                Поле Робота бесконечно. Длина лабиринта неизвестна.

                a) Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                б) После исполнения алгоритма Робот возвращается в исходное состояние.

 

 

a)  

      использовать Робот

    алг

    нач

        нц пока справа свободно

            вправо

            закрасить

        кц

    кон

б)

      использовать Робот

    алг

    нач

        нц пока справа свободно

            вправо

            закрасить

        кц

        нц пока не сверху свободно

            влево

        кц

    кон

Задание 2. Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми.

использовать Робот

алг

нач

вниз

вправо

вверх

нц пока не слева свободно

закрасить

вверх

кц

нц пока слева свободно

вверх

кц

нц пока сверху свободно

закрасить

вверх

кц

нц пока не сверху свободно

закрасить

вправо

кц

нц пока сверху свободно

вправо

кц

нц пока не сверху свободно

закрасить

вправо

кц

кон

 

 

Задание 3. Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми.

Задание 4. Робот возвращается в исходное состояние после исполнения алгоритма.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми.

Задание 5. Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми.

Задание 6. Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми.

 

Задание 7Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми.

 

Задание 8После исполнения алгоритма Робот возвращается в исходное состояние.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми.

Задание 9После исполнения алгоритма Робот возвращается в исходное состояние.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми.

 

Задание 10Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми.

Задание 11Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми

 

Задание 12Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми

Задание 13Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми

Задание 14Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми

Задание 15Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми

Задание 16. Положение Робота после исполнения алгоритма любое.

                Длины стен и промежутков между ними могут быть любыми

Домашнее задание

Стр. 99 - 101. № 25 на стр. 115

к. 17.02 Разработать алгоритмы для решения задач 3-5

к. 24.02 Разработать алгоритмы для решения задач 4-16

Задания для тренировки Смотреть

 

27.01.2025 - 03.02.2025, понедельник

Алгоритмическая конструкция "ветвление"

Практическая работа. Разработка разветвляющихся алгоритмов

Разработать алгоритмы для решения задач.

На урокеразбор задач с нечётными номерами.

1. Дана координата некоторой точки на числовой прямой.

    Принадлежит ли точка отрезку [a; b]?

2. Даны координаты точки A(x,y). Принадлежит ли точка третьей четверти координатной плоскости?

3Даны координаты точки A(x,y). Какой части координатной плоскости принадлежит точка?

4. Даны координаты точки A(x,y). Принадлежит ли точка прямой y = 3x -2?

5. Даны четыре числа. Могут ли они быть длинами сторон прямоугольника?

6. Дано пять целых чисел. Сколько среди них являются чётными?

7. Дано четыре числа. Сколько из них оканчиваются на 3 или 7?

8. Дано четыре числа. Найти большее из них.

9. Дано двузначное натуральное число. Получить трёхзначное число вставкой в середину числа любой цифры, если данное число чётное или приписыванием цифры справа в противном случае.

    Например. Для числа 26 и цифры 1 ответом будет число 216, а для числа 29 и цифры 1 ответом будет 291.

10. Дано трёхзначное натуральное число. Каких цифр в числе больше: чётных или нечётных?

    Например. Для числа 222 или 320, или 801 ответом будет: больше чётных. Для 132 или 579 или 411 ответом будет больше нечётных.

11. Дано четырёхзначное натуральное число. Имеется ли в числе цифра 0?

    Например. Для чисел 1001 или 1020, или 4000 ответом будет: имеется. Для чисел 3482, 3211, 5555 ответом будет: не имеется.

12. Дано четырёхзначное натуральное число. Если число, образованное цифрами тысяч и сотен больше числа, образованного цифрами десятков и единиц, то поменять местами цифры тысяч и единиц, в противном случае, поменять местами цифры сотен и десятков.

    Например. Для числа 3419 ответом будет число 9413, а для числа 5178 ответом будет число 5718.

13. Дано двузначное натуральное число и цифра не 0. Получить трёхзначное число приписыванием цифры слева к двузначному числу, если число чётное и справа, если число нечётное.

    Например. Для числа 54 и цифры 7 ответом будет 754, а для числа 33 и цифры 8 ответом будет 338.

14. Дано трёхзначное натуральное числ о. Заменить каждую чётную цифру в нём на нечётную, которая следует в алфавите цифр следующей.

    Например. Для числа 319 ответом будет 319, для числа 238 ответом будет 339, а для числа 265 ответом будет 375.

15.  Дано трёхзначное натуральное число. Получить из него двузначное число вычёркиванием цифры десятков, если цифра сотен - нечётное число. В противном случае получить двузначное число вычёркиванием из трёхзначного числа цифры единиц.

    Например. Для числа 379 ответом будет число 39, а для числа 497 ответом будет 49.

16. Дано три натуральных числа. Являются ли числа числами Пифагора?

    Например. Числа 3, 4, 5 или 8, 10, 6 являются числами Пифагора, а числа 6, 7, 9 или 7, 7, 7 не являются числами Пифагора.

Домашнее задание

§3.5. Задачи на сайте с чётными номерами

 

20.01.2025, понедельник

Проверка домашнего задания.

§2.4, п. 2.4.2. №№ 13, 15, 17, 19, 21, 23 на стр. 114-115

Операции div, mod.

Задание 1. Дано двузначное число. Найти произведение цифр числа.

Задание 2. Дано трёхзначное число. Найти сумму цифр числа.

Алгоритмическая конструкция "ветвление"

Презентация к уроку  Power Point   Impress

Видеоролик Смотреть

Понятие ветвления. Стр. 111

Блок принятия решения (проверки истинности логического выражения).

Блок-схема ветвленияполная и неполная форма.

Запись ветвлений на школьном алгоритмическом языке.

Примеры.

    1. Примеры 1, 2 на стр. 112

    2. Примеры 3, 4 на стр. 112 - 113

Практическая работа. Разработка алгоритмов с ветвлением.

    1. Найти значение выражения: y = 3/x - a.

    2. Дано три числа. Найти большее из них.

    3. № 7 на стр. 116

    4. Верно ли, что сумма цифр трёхзначного числа - чётное число?

    5. Дано три числа. Верно ли, что они могут быть сторонами треугольника?

Домашнее задание

§3.5. Стр. 116-117, № 8, 9, 13

 

13.01.2025, понедельник

Объекты алгоритмов

Данные - это количественные, качественные или иные характеристики объектов, явлений, процессов.

Величины - обозначенные данные.

Постоянные и переменные величины.

Входные (исходные), выходные (искомые, результаты), промежуточные величины.

Характеристики величины: имя (идентификатор), тип, значение.

Типы величин: целый, вещественный, логический, символьный.

Выражения.

    Арифметические, логические, строковые (символьные) выражения.

        Арифметические выражения: 12 + 75; 3*4.56 - x + y2; sqrt(a + 67); 2/7 + 34.17

        Логические выражения:: x <= 5; (a >= 5) и (а <= 12); > 4) или (с < 1)

        Строковые выражения:: 'Великий Новгород', 'Старый' + ' ' + 'Оскол', '12' + '75'

Практическая работа

1. Команда присваивания (стр. 96)      <имя величины> := <выражение>

2. Стр. 100 - 101. №№ 3, 4, 6, 7, 8, 12абде, 13агд, 14абд, 15а

Домашнее задание

§3.3. Задания на стр. 100 - 102 №№ 1, 2, 5, 12вг, 13вг, 14вге, 15б

 

23.12.2024, понедельник

Исполнение алгоритмов

Практическая работа

1. Ответы на вопросы

2. № 21 на стр. 84

3. № 22 на стр. 84

4. Самостоятельная работа (индивидуальные задания)

 

16.12.2024, понедельник

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов

Видеоролик Смотреть

Алгоритм - строгая последовательность команд (действий), приводящая исполнителя от исходных данных к результату.

Исполнитель - выполняющий алгоритм.

Формальный и неформальный исполнитель.

СКИ - система команд исполнителя.

Свойства алгоритма: понятность, дискретность, определённость, результативность, массовость.

Характеристики исполнителя:

    - круг решаемых задач (умеет решать определенного типа задачи);

    - среда обитания (обстановка, в которой исполнитель решает задачи);

    - режим работы (ручной - по одной команде, указанной человеком, автоматический - самостоятельно выполняет указанные команды);

    - СКИ - набор команд, известных исполнителю.

Формальное исполнение алгоритма - исполнение по определённым правилам.

    При формальном исполнении алгоритма одну и ту же команду исполнитель выполняет одинаково.

Способы записи алгоритмов: словесный, блок-схема,  на формальном языке (на алгоритмическом языке, языке программирования)

Назначение блоков в блок-схеме: начало, конец, действие (процесс), решение (проверка условия), ввод - вывод.

Практическая работа.

1. № 14 на стр. 83-84

2. № 15, 17, 18а, 19б на стр. 84

3, № 21 на стр. 85

3. Задания для тренировки Выполнить

Домашнее задание

§3.1, № 18б, 19а на стр. 84, № 22 на стр. 85