Главная 1 четверть 2 четверть 3 четверть

 7 класс

УМК: Л.Л. Босова. Информатика

Учебные пособия

Босова Л.Л. Информатика, 7 класс

 

ОЛИМПИАДЫ и КОНКУРСЫ   Участвуй и ПОБЕЖДАЙ!!!

 

Проект Код будущего https://talent-it.ru/

 

Всероссийская олимпиада школьников ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 25 октября 2023 года

Олимпиада проводится на платформе "Сириус"

Примеры заданий прошлых лет

 

16 октября — 12 ноября 2023 Урок цифры

Мессенджеры

 

25.10.2023, среда 7АБВГ

27.10.2023, пятница

Единицы измерения информации

Посмотри презентацию к уроку Смотреть

Алфавитный подход к измерению информации.

бит - минимальная единица измерения информации (Таков информационный вес символа двоичного алфавита)

Другие единицы измерения информации

1 байт =  8 бит =23 бит

1 Кбайт = 1024 байта = 210 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт = 210 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Mбайт = 210 Mбайт

1 Тбайт = 1024 Гбайт = 210 Гбайт

Информационный вес символа произвольного алфавита:

    N = 2iгде N - мощность алфавита, - информационный вес символа

    а) мощность алфавита 16, информационный объём одного символа 4 бита;

    б) мощность алфавита 256, информационный объём одного символа 8 бит;

    в) мощность алфавита 29, информационный объём одного символа 5 бит;

Информационный объём сообщения.

    а) Произвольный текст. I = k*i, где I - информационный объём сообщения, k - количество символов в сообщении, i - информационный объём одного символа

    б) Текст, записанный двоичным алфавитом.

        Информационный объём такого текста равен количеству двоичных символов.

        Например, информационный объём сообщения 1110000101 равен 10 бит.\, а информационный объём сообщения 1001 равен 4 бита.

Практическая работа. Вычисление информационного объёма сообщения

1. Задания Смотреть Разбор №№ 1, 2, 5, 8

2. Самостоятельная работа

3. Задания Смотреть Решить №№ 4, 6, 9

4. Онлайн-тестирование Тест 1    Тест 2

Домашнее задание

Принести подписанные тетради для контрольных работ

 

18.10.2023, среда 7АБВГ

20.10.2023, пятница

Дискретная форма представления информации. Двоичное кодирование

Видеофильм Смотреть

Дискретизация информации - процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную.

Зачем представляют информацию в дискретной форме?

Примеры представления информации  в дискретной форме.

Выполнить дискретизацию информации - значит представить её символами естественного или формального языка.

Алфавит - набор знаков (символов) для представления информации.

Мощность алфавита - количество знаков (символов) в алфавите.

Какой будет мощность алфавита для записи чисел, которые использует человек?

Какой будет мощность алфавита русского языка?

Какой будет мощность алфавита английского языка?

Двоичный алфавит - алфавит, мощность которого равна 2.

Какая мощность алфавита цифр, которую мы используем для записи чисел?

Примеры двоичного алфавита: А, Б;  R, FИстина, ЛожьЛевый, ПравыйВключено, Выключено1, 0.

1, 0 - двоичный алфавит для кодирования информации в компьютере.

Равномерный и неравномерный код.

В чём заключается универсальность двоичного кода?

Задачи на двоичное кодирование.

    N = 2i - формула для вычисления двоичных кодовых комбинаций.

    N - количество кодовых комбинаций, i - разрядность (длина кода), 2 - двоичное кодирование (алфавит состоит из двух символов)

Задача 1. Сколько кодовых комбинаций разрядности (длины) 3 можно составить из цифр и 1?

Задача 2. Сколько кодовых комбинаций можно составить из букв А и Б длины 2?

Задача 3. Какой длины нужно выбрать двоичный код, чтобы закодировать 128 различных символов?

Задача 4. Какой длины нужно выбрать код, чтобы закодировать буквы: a) русского алфавита; б) латинского алфавита; в) цифры от 0 до 9?

Задача 5. Придумайте и запишите двоичный код рисунка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 6. Слово РАМА закодировано как 0100011100.Известно, что коды согласных и гласных имеют различную длину.

                 Используя данные кода букв, закодируйте слово МАМА.

Домашнее задание

Посмотри презентацию к уроку Смотреть

§1.4Вопросы и задания на стр. 35, №№ 1-7

Онлайн-тестирование Выполнить

 

11.10.2023, среда 7АБВГ

13.10.2023, пятница

Представление информации

Знак как заменитель объекта, явления, процесса.

Пиктограмма - малых размеров изображение, отражающее какой-либо смысл.

Символ - знак, если между формой и содержанием которого установлена связь по договорённости.

Знаковая система - это набор знаков и правил их использования.

Язык - знаковая система.

Естественные и формальные языки.

Формы представления информации: знаковая и образная.

Знаковая форма представления информации дискретно представляет информацию.

Дискретно - значит с помощью конечного (определённого) набора знаков.

Образное представление информации относится к непрерывному представлению информации.

Практическая работа. Ввод символов

Загрузить текстовый процессор LibreOffice

Меню - Офис - LibreOffice Writer

1. Введи символы: F # № § 5 , ! @ & ( Ё } : " > ? \

2. Введи текст. После ввода каждого предложения нажимай клавишу Enter (Ввод)

    Представление информации в форме знаков - дискретное представление информации.

    Представление информации в форме изображений или звука - непрерывное представление информации.

    Любая информация в компьютере представляется дискретно.

Домашнее задание

Посмотри:

 - презентацию к уроку СМОТРЕТЬ

 - видео-урок СМОТРЕТЬ

§ 1.3, п. 1.3.1 - 1.3.4.

Онлайн-тестирование ПРОЙТИ

 

 

04.10.2023, среда 7АБВГ

06.10.2023, пятница

Всемирная паутина как информационное хранилище

Презентация  Смотреть

WWW - всемирная паутина.

Интернет - мировая компьютерная сеть.

Веб-страница, веб-сайт.

Гиперссылки.

Гипертекст.

Браузер (броузер).

Адрес (URL)

Сайт школы: https://shkola34staryjoskol-r31.gosweb.gosuslugi.ru/

Cайт учителя информатики:  https://doskol.narod.ru/

Поисковые системы: YANDEX, Google, Rambler, Sputnik, другие

Поисковые запросы и логические связки:

        И (and, &) - поисковая система найдёт все страницы, на которых встречаются оба или несколько слов

        ИЛИ (or, |) - поисковая система найдёт все страницы, на которых встречается хоты бы одно из слов

        НЕ (not) - поисковая система найдёт все страницы, в которых отсутствует слово

Круги Эйлера - наглядное отображение поисковых запросов.

Задачи на поиск информации в Интернет

А & B =  A + B - A | B

А | B =  A + B - A & B

 

Запрос 4

Найдено страниц (в млн.)

iOS | Android

92

Android

36

iOS & Android

3

Какое количество страниц (в млн.) будет найдено по запросу iOS?

 

Запрос 5

Найдено страниц (в тыс.)

Детектив

132

Комедия

342

Детектив | Комедия

429

Какое количество страниц (в тыс.) будет найдено по запросу
Детектив & Комедия?

 

Запрос 6

Найдено страниц (в тыс.)

Пианино &( Скрипка | Виолончель)

43

Пианино & Скрипка

15

Пианино & Скрипка & Виолончель

4

Какое количество страниц (в тыс.) будет найдено по запросу
Пианино & Виолончель ?

Домашнее задание.

 

Запрос 1

Найдено страниц (в тыс.)

Химия

3300

Биология

2200

Химия | Биология

4400

Какое количество страниц (в тыс.) будет найдено по запросу
Химия & Биология?

Запрос 2

Найдено страниц (в тыс.)

Праздники & Каникулы

6000

Каникулы

12000

Праздники | Каникулы

31000

Какое количество страниц (в тыс.) будет найдено по запросу Праздники?

Запрос 3

Найдено страниц (в млн.)

мотоцикл & грузовик

3

мотоцикл

24

грузовик

23

Какое количество страниц (в млн.) будет найдено по запросу
 мотоцикл | грузовик?

Видео Смотреть

Поисковые запросы в Интернете - задания для тренировки с самопроверкой

 

27.09.2023, среда 7АБВГ

29.09.2023, пятница

Информационные процессы. Хранение и передача информации

Презентация Смотреть

Хранение информации - это её фиксация на носителе.

Носитель - материальный объект для фиксирования (запоминания) информации.

Приведите приметы носителей информации.

Электронные носители информации: магнитные диски, оптические диски, флеш-карты,

Память человека.

Внутренняя и внешняя память. Привести примеры.

Приведите примеры долговременных носителей информации.

Приведите примеры передачи информации.

Схема передачи информации:

        Отправитель (Источник) - Кодирующее устройство (Кодер) - Канал связи - Декодирующее устройство - Получатель (Приёмник)

Приведите примеры информационных процессов в живой и неживой природе.

Практическая работа.

1. Сколько различных двухбуквенных слов можно составить из букв а и я? (Слово - это любое сочетание букв или одна или две буквы)

2. Сколько различных трёхзначных кодовых слов можно составить из цифр 0 и 1? Также выпиши все эти коды.

3. Сколько различных двухбуквенных слов можно составить из букв a, b, c?

Домашнее задание.

§1.2, п.1.2.4-1.2.6. Вопросы и задания на стр. 22-23

1. Нарисуй взвешенный граф, изображающий расстояния между городами: Старый Оскол, Белгород, Курск, Воронеж (Расстояние между городами узнай из учебников, справочников, карт, сети Интернет)

2. Сколько различных четырёхбуквенных кодов можно составить из букв О и И? Также выпиши все эти коды.

Видеоролик Смотреть

Онлайн-тестирование ПРОЙТИ

 

20.09.2023, среда 7АБВГ

22.09.2023, пятница

Онлайн-тестирование Тест 1   Тест 2

Презентация Смотреть

Информационные процессы. Получение (создание) и обработка информации

Процесс - это действие.

Информационный процесс - это действие с информацией.

Различают следующие информационные процессы: получение (создание, сбор информации), обработка, передача..

Приведите примеры получения и обработки информации.

Входная информация (исходная, поступающая через органы чувств, то, что дано, известно).

Выходная информация (искомая, результат обработки входной информации).

Два типа обработки информации:

    1. обработка, связанная с получением нового содержания (преобразование по правилам, вычисление по формулам, логические рассуждения и др.)

    2. обработка, связанная с изменением формы представления информации, содержание информации не изменяется (структурирование - преобразование по некоторому правилу, кодирование - переход од одной формы представления к другой, отбор информации для решения задачи и её обозначение)

Граф - схема, в которой отображаются объекты и отношения (связи) между рассматриваемыми объектами.

Если отношения между объектами в графе показаны отрезками, то отрезки называют рёбрами.

Если отношения между объектами в графе показаны стрелками, то стрелки называют дугами.

Пример графа на стр. 18, риc. 1.1

Домашнее задание.

§1.2, п.1.2.1-1.2.3

Вопросы и задания на стр. 22. №№ 4, 5, 6

 

13.09.2023, среда 7АБВГ

15.09.2023, пятница

Вводный инструктаж по охране труда

Инструктаж на рабочем месте

Зачем это нужно знать? Смотреть Ролик 1

Безопасность в кабинете информатики. Смотреть Ролик 2

Информация и её свойства

Презентация Смотреть

Информация (от лат. informatio - разъяснение, осведомлённость)

Информационные процессы - процессы получения (создания), хранения, обработки и передачи информации.

Информатика - наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах любой природы и методах и средствах их автоматизации.

Информатика = Информация + Автоматика

Автоматизация - выполнение без участия человека.

Что такое информация для человека?

Откуда человек получает информацию? Приведите примеры.

Что является результатом получения человеком информации?

Как человек получает информацию?

Что такое сигнал?

Приведите примеры сигналов.

Непрерывный сигнал. Приведите примеры.

Дискретный сигнал. Приведите примеры.

Виды информации по восприятию человеком: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная(осязательная).

Приведи примеры каждого вида информации.

Свойства информации: понятность, актуальность, полнота, достоверность, объективность.

Приведи примеры для каждого свойства информации.

Проверь свои знания!!! Онлайн-тестирование. Приступить

Практическая работа. Включение, выключение компьютера

 

Домашнее задание

Видеоролик Смотреть

К следующему уроку принести подписанную тетрадь для контрольных работ в клетку

Образец:

                            для контрольных работ

                                 по информатике

                               ученика 7 А класса

                               МБОУ "СОШ №34"

                                 Иванова Сергея

Проверь свои знания!!! Онлайн-тестирование. Приступить

§1.1, стр. 7 - 11

Вопросы и задания на стр.12-13