Главная 1 четверть   2 четверть  3 четверть

 9 класс

Дополнительные занятия

Понедельник 14:25 - 15:05

Среда 14:05 - 14:55

 

ОГЭ-2025

 

Материалы ОГЭ:   ФИПИ       Сдам ОГЭ    Сайт К.Ю. Поляков

Дополнительный электронный учебник

 

УМК: Л.Л. Босова. Информатика

Учебные пособия

Босова Л.Л. Информатика, 9 класс

Босова Л.Л. Информатика, 8 класс

Босова Л.Л. Информатика, 7 класс

 

ОЛИМПИАДЫ и КОНКУРСЫ   Участвуй и ПОБЕЖДАЙ!!!

 

Проект Код будущего https://talent-it.ru/\\

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ОГЭ!!!

Консультации проводятся

в кабинетах 203, 204

 

20.05.2025, вторник - 08:50 - 12:15, по расписанию уроков

04.06.2025, среда -  10:00 - 11:00

13.06.2025, пятница -  10:00 - 11:00

Для индивидуальных консультаций необходимо связаться с учителем и уточнить время.

 

 

20.05.2025вторник

Подведение итогов. Итоговое повторение

Практическая работа

Задания 1- 10 демоверсий ОГЭ по информатике

 

13.05.2025, вторник

Контрольная работа. Компьютерные сети

Часть 1

Онлайн-тестирование

Часть 2

Практическая часть

Обработка данных в электронных таблицах

Вариант 1  Задание  Файл

Вариант 2  Задание  Файл

Вариант 3  Задание  Файл

Вариант 4  Задание  Файл

 

06.05.2025, вторник

Диагностическая работа. Цифровая грамотность

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по теме: "Компьютерные сети"

 

29.04.2025, вторник

Практическая работа. Создание сайта

Темы Смотреть

 

22.04.2025, вторник

Практическая работа

Разработка сайта по выбранной теме в текстовом процессоре

Темы Смотреть

Тему для сайта можно придумать самостоятельно.

Требования. Сайт содержит не менее, чем из 3 страницы.

Все страницы оформлены в одном стиле.

Файл главной страницы имеет имя index.html

На каждой странице имеется меню и ссылки на любую страницу сайта.

Страницы сайта содержат текст и изображения.

Домашнее задание

Создание сайта в конструкторе онлайн

Ссылку на созданный сайт прислать по почте  doskol@yandex.ru

В теме письма указать фамилию и класс

На сайте обязательно разместить информацию об авторе

    https://www.reg.ru/

    https://tilda.cc/ru/

    https://ru.site123.com/

    https://wordpress.com/ru/

    https://nethouse.ru/

 

15.04.2025, вторник

Технологии создания сайтов

Презентация Смотреть

Гиперссылка

Гипертекст

Веб-страница

Сайт

Размещение сайта в сети Интернет: доменное имя, хостинг

Технологии создания сайта

Бесплатные конструкторы сайтов

    https://www.reg.ru/

    https://tilda.cc/ru/

    https://ru.site123.com/

    https://wordpress.com/ru/

    https://nethouse.ru/

Повторение

1. Контроль: IP-адреса, поисковые запросы

  ОГЭ-7 ОГЭ-8
Вариант 1 2 70 48 5
Вариант 2 3 69 47 6
Вариант 3 4 68 46 7
Вариант 4 5 67 45 8
Вариант 5 6 66 44 9
Вариант 6 7 65 43 10
Вариант 7 8 64 42 11
Вариант 8 9 63 41 12
Вариант 9 10 62 40 13
Вариант 10 11 61 39 14
Вариант 11 12 60 38 15
Вариант 12 13 59 37 16
Вариант 13 14 58 36 17
Вариант 14 15 57 35 18
Вариант 15 16 56 34 19
Вариант 16 17 55 33 20
Вариант 17 18 54 32 21
Вариант 18 19 53 31 22

2. ОГЭ-8 Поиск в Интернете. Задачи с тремя областями

Домашнее задание

§4.4. вопросы и задания на стр. 196

ОГЭ-8 Поиск в Интернете. Задачи с тремя областями

 

08.04.2025, вторник

Информационные ресурсы сети Интернет

Видеоролик Смотреть

Практическая работа

ОГЭ - 7 Составление адреса URL из частей Задания

ОГЭ - 8 Поисковые запросы Тип 1   Тип 2

Домашнее задание

§4.3. Вопросы и задания на стр. 188-190

Онлайн-тестирование  ОГЭ - 7  ОГЭ - 8

 

25.03.2025, вторник

Всемирная компьютерная сеть Интернет

1. Презентация Смотреть

2Изучение нового материала. Стр. 167-174 учебника

    Значение слова Internet.

    Как подключиться к Интернет?

    IP-адрес компьютера - это уникальное цифровое имя компьютера в сети.

    IP-адрес - это 32-разрядное двоичное число, которое записывают для сокращения записи в виде четырёх десятичных чисел, разделяемых точками.

    Информационный размер IP-адреса равен 4 байта = 32 бита

    Каждая часть IP-адреса, разделённая точками, называется октетом.

    В каждом октете может быть любое число из диапазона [0;255]. Максимальное число - 255. Объясните почему?

    Цифровым именем (обозначением) человеку не удобно, сложно запоминать различные комбинации из чисел.

    Доменная система имён. Зачем придумали эту систему? URL-адресация

    Протокол передачи данных в сети - правило (соглашение) о способах представления и передачи данных в сети.

    Протокол передачи данных в сети TCP/IP, его структура, назначение составных частей?

    Для чего перед передачей в сеть информация разделяется на пакеты?

    URL - универсальный адрес ресурса (<протокол>://<доменное имя ресурса>/<путь к файлу ресурса>)

            https://kpolyakov.spb.ru/school/ogetest2020/b7.htm

Самостоятельная работа

1.      Как переводится слово Internet? Найди и переведи составные части слова.

2.      Чем обеспечена надёжность функционирования сети Интернет?

3.      Как подключиться к Интернет?

4.      Может ли обычный пользователь выступать в роли провайдера?

5.      Что такое IP-адрес? Как он устроен?

6.      Что такое октет? Чему равен размер октета в байтах и битах?

7.      Какое наибольшее десятичное число можно записать в одном октете?

8.      Каким может быть IP-адрес?

a)    а)  234.259.243.12

b)    б)  100.111.10.3

c)    в)  192.168.0.1

d)    г)  1002.234.17.29

9.      IP-адрес записали в двоичном коде. Запишите десятичный код IP-адреса:

10000001011010010011100001010011

10.  IP-адрес записан в десятичном коде. Запишите двоичный код IP-адреса: 10.11.87.9

11. На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги.

Следствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса.

Криминалисты обозначили эти фрагменты буквами А, Б, В и Г:

 

2.17

16

.65

8.121

А

Б

В

Г

 Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.

11.  Объясните происхождение слова домен.

12.  Что такое DNS?

13.  Зачем нужна доменная система имен?

14.  В доменном имени inf-oge.sdamgia.ru укажите каким уровням сопоставлены части доменного имени?

15.  Что такое протокол передачи данных?

16.  Объясните назначение составных частей протокола TCP/IP.

17.  Зачем данные разделяются на пакеты перед передачей информации в сеть?

18. Как называется сеть, положившая началу развития сети Интернет? (Запишите название сети)

 

Домашнее задание

п. 4.2. Задания  №№ 6, 7, 8, 12 на стр. 174 учебника выполнить в рабочей тетради

ОГЭ-7 Составление URL-адреса. IP-адресация

 

18.03.2025, вторник

Компьютерные сети

Презентация Смотреть

Видеоролик Смотреть

Вопросы

1.      Что такое сообщение?

Что такое канал связи?

Приведите примеры каналов связи.

Изобразите (опишите) схему передачи сообщения.

Что такое компьютерная сеть?

Какой компьютер называют клиентом компьютерной сети?

Какой компьютер называют сервером компьютерной сети?

Перед вами компьютер. Как узнатьданный компьютер - клиент или сервер?

Какими бывают компьютерные сети?

Какая компьютерная сеть называется одноранговой?

Какими способами можно объединять компьютеры в сеть?

Как существуют провода для соединения компьютеров в сеть?

С помощью каких проводов достигается самая высокая скорость передачи данных в сети?

Что такое Wi-Fi?

Что такое провайдер?

В каких единицах измеряется скорость передачи информации?

Какое устройство в компьютере или гаджете должно быть, чтобы можно было подключить его к сети?

Пример решения задачи

Файл размером 64 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1024 бит в секунду.

Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 256 бит в секунду.

В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.

Решение.

Определим время передачи:

64 Кбайт/1024 бит в секунду = (64 · 1024 · 8 бит)/(1024 бит в секунду) = 64 · 8 секунд.

Вычислим размер файла:

64 · 8 секунд · 256 бит в секунду = 64 · 256 байт = 16 Кбайт.

Ответ: 16.

 

     Другое решение.

Размер переданного файла = время передачи * скорость передачи (I = t*v). Заметим, что скорость передачи во втором случае в 1024/256 = 4 раза меньше скорости передачи в первом случае. Поскольку время передачи файлов одинаково, размер файла, который можно передать во втором случае, тоже в 4 раза меньше. Он будет равен 64/4 = 16 Кбайт.

Самостоятельная  работа

Задача

При решении задач используем формулы: I = v*t; v = I/t; t = I/v. I – количество информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт и т.д), v – скорость передачи информации (бит/с, Кбит/с, Мбит/с, Гбит/с, смотри на стр. 140 учебника), t – время передачи информации (с).

35.  Файл размером 100 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1536 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 768 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.

Домашнее задание

§4.1

Задачи

195.    Файл размером 5000 Кбайт передаётся через некоторое соединение в течение 2 минут. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать через это соединение за 48 секунд. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.

436. Файл размером 4096 байт передаётся через некоторое соединение за 8 секунд. Определите время в секундах, за которое можно передать через то же самое соединение файл размером 8 Кбайт. В ответе укажите одно число — время в секундах. Единицы измерения писать не нужно.

11.03.2025, вторник

Контрольная работа. Обработка числовой информации в электронных таблицах

Вариант_1  Вариант_2  Вариант_3  Вариант_4  Вариант_5  Вариант_6

 

04.03.2025, вторник

Обработка данных в электронных таблицах

Практическая работа. 

1. Формульная зависимость в графическом виде

    Задания

2. Обработка больших данных

    На отметку не более 4

Нечётные номера рабочих мест 

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам. В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – фамилия; в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D – тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные 1000 учеников.
На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по физкультура, набрали более 200 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по физкультуре. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «C», «ЮЗ» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

Чётные номера мест

В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по различным предметам. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный. Число 0 в таблице означает, что ученик не сдавал соответствующий экзамен.
На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
1. Сколько учеников сдали экзамен по математике на отметку 5 баллов, а на экзамене по иностранному языку получили отметку 2 балла? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний балл учеников 11 класса по русскому языку? Учтите, что некоторые ученики не сдавали этот экзамен. Ответ с точностью до двух знаков после запятой запишите в ячейку H3 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников экзамена из 5, 10 и 11 классов. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

    На отметку 5

Нечётные номера рабочих мест Скачать таблицу

В таблице содержатся сведения о товарах различных фирм.

1. Определите максимальную цену товара при наличии данного товара не менее 10. Результат запишите в ячейку H2.

2. Найдите количество различных фирм, которые имеют на складе количество хотя бы одного товара менее 5. Результат запишите в ячейку H3.

3. Постройте круговую диаграмму стоимости всех товаров с количеством на складе 5, 7 и 4

 

Чётные номера рабочих мест Скачать таблицу

В таблице содержатся сведения о товарах различных фирм.

1. Определите минимальную стоимость из трёх самых дорогих товаров. Результат запишите в ячейку H2.

2. Найдите среднюю цену товаров, которых на складе 10 или 7. Результат запишите в ячейку H3.

3. Постройте круговую диаграмму, отражающую цену трёх самых дешевых товаров.

 

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по теме: "Обработка числовой информации в электронных таблицах"

1. Тестовые задания на стр. 134-138, выполнить с самопроверкой

2. ОГЭ-14, задания по выбору

 

25.02.2025, вторник

Обработка больших массивов данных в электронных таблицах

 

Задание 1

В электронную таблицу занесли численность населения городов разных стран. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

 

 

A

B

C

1

Город

Численность населения

Страна

2

Асмун

91,40

Египет

3

Винер-Нойштадт

39,94

Австрия

4

Люлебургаз

100,79

Турция

5

Феклабрук

11,95

Австрия

 

В столбце А указано название города; в столбце В  — численность населения (тыс. чел.); в столбце С  — название страны.

Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городам. Порядок записей в таблице произвольный.

 Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1.  Сколько городов, представленных в таблице, имеют численность населения менее 100 тыс. человек? Ответ запишите в ячейку F2.

2.  Чему равна средняя численность населения австрийских городов, представленных в таблице? Ответ на этот вопрос с точностью не менее двух знаков после запятой (в тыс. чел.) запишите в ячейку F3 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа городов из стран «Египет», «Австрия» и «Россия».

Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

Задание 2

Ваня Иванов собирался полететь на каникулах на отдых и записал расписание перелетов из Москвы в разные города в виде таблицы. Ниже приведены первые пять строк таблицы.

 

А

B

C

1

Город

Страна

Примерное время в пути

2

Абакан

РОССИЯ

4

3

Абу-Даби

ОАЭ

5

4

Адлер

РОССИЯ

2

5

Акаба

ЕГИПЕТ

5

Каждая строка таблицы содержит запись об одном маршруте перелета. В столбце A записан город назначения, в столбце B  — страна назначения; в столбце C  — примерное время в пути. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 191 маршруту в алфавитном порядке.

 Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1.  Для какого количества городов расчетное время перелета составляет более 5 часов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.  Какой процент от всех 6-часовых перелетов составляют 6-часовые перелеты в города России? Ответ на этот вопрос в виде целого числа нужно записать в ячейку H3 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение стран, в которые есть перелеты: «ЕГИПЕТ», «ИТАЛИЯ», «УКРАИНА». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

Задание 3

В электронную таблицу занесли данные о тестировании людей разного возраста.

 

A

B

C

D

E

1

Номер участника

Пол

Возраст

Тест 1

Тест 2

2

Участник 1

жен

16

31

48

3

Участник 2

муж

25

14

40

4

Участник 3

муж

16

35

18

5

Участник 4

муж

73

9

24

 В столбце A записан номер участника; в столбце B — пол; в столбце C — возраст; в столбце D — балл за тест 1; в столбце E — балл за тест 2. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 участникам.

 

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1.  Сколько участников тестирования женского пола в возрасте до 30 лет? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.  Каков средний балл за тест 2 у участников, которые набрали за тест 1 более 30 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования женского пола в возрасте до 30, от 30 до 50 включительно и старше 50 лет. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

 

Задание 4

  В электронную таблицу занесли данные наблюдений за погодой в течение одного года. Ниже приведены первые пять строк таблицы: 

 

А

B

C

D

E

F

1

Дата

Температура

Осадки

Давление

Ветер

Скорость ветра

2

1 января

0,7

15,2

748

ЮВ

4,2

3

2 января

0,4

4,6

751

В

4,7

4

3 января

–1,9

1,4

747

C

2,4

5

4 января

–7,7

0,2

752

З

4,7

 В столбце A записана дата наблюдения, в столбце B  — среднесуточная температура воздуха для указанной даты, в столбце C  — количество выпавших осадков (в миллиметрах) для указанной даты, в столбце D  — среднесуточное атмосферное давление (в миллиметрах ртутного столба). В столбце E записано направление ветра для указанной даты – одно из восьми возможных значений: СЗ, С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З. В столбце F записана среднесуточная скорость ветра (в метрах в секунду).

Всего в электронную таблицу были занесены данные по всем 365 дням года в хронологическом порядке.

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1.  Какое среднее количество осадков выпало за сутки в летние месяцы (июнь, июль, август)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.  Каким было среднее атмосферное давление в те дни года, когда дул юго-восточный (ЮВ) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества дней, когда дули ветры Ю, ЮЗ и ЮВ. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должна присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

 

Задание 5

В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.

 

 

A

B

C

D

E

1

Продукт

Жиры, г

Белки, г

Углеводы, г

Калорийность, Ккал

2

Арахис

45,2

26,3

9,9

552

3

Арахис жареный

52

26

13,4

626

4

Горох отварной

0,8

10,5

20,4

130

5

Горошек зеленый

0,2

5

8,3

55

 В столбце А записан продукт; в столбце В  — содержание в нем жиров; в столбце С  — содержание белков; в столбце D  — содержание углеводов и в столбце Е  — калорийность этого продукта. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктов.

 Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.

1.  Сколько продуктов в таблице содержат более 15 г углеводов и имеете калорийностью менее 300 Ккал? Запишите число этих продуктов в ячейку H2 таблицы.

2.  Какова общая калорийность продуктов с содержанием менее 10 г углеводов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества продуктов с содержанием жиров менее 1 г, от 1 г до 15 г включительно и более 15 г. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

 

Задание 6

В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по физике и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы: 

 

A

B

C

D

1

Ученик

Округ

Физика

Информатика

2

Брусов Анатолий

Западный

18

12

3

Васильев Александр

Восточный

56

66

4

Ермишин Роман

Северный

44

49

5

Моникашвили Эдуард

Центральный

65

78

6

Круглов Никита

Центральный

57

67

7

Титова Анастасия

Северный

54

63

  В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В  — округ учащегося; в столбцах С, D  — баллы, полученные, соответственно, по физике и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.

 Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на три вопроса.

1.  Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Северный»? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.

2.  Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике больше 60 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G3 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из округов «Западный», «Восточный» и «Северный». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

Задание 7

В электронную таблицу занесли данные о тестировании людей разного возраста.  

 

A

B

C

D

E

1

Номер участника

Пол

Возраст

Тест 1

Тест 2

2

Участник 1

жен

16

31

48

3

Участник 2

муж

25

14

40

4

Участник 3

муж

16

35

18

5

Участник 4

муж

73

9

24

 В столбце A записан номер участника; в столбце B — пол; в столбце C — возраст; в столбце D — балл за тест 1; в столбце E — балл за тест 2. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 участникам.

 

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1.  Сколько участников тестирования женского пола в возрасте до 35 лет? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.  Каков средний балл за тест 2 у участников, которые набрали за тест 1 более 20 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования женского пола в возрасте до 35, от 35 до 50 включительно и старше 50 лет. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

 

Задание 8

В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.

 

A

B

C

D

1 Ученик Район Математика Физика
2 Шамшин Владислав Майский 65 79
3 Гришин Борис Заречный 52 30
4 Огородников Николай Подгорный 60 27
5 Богданов Виктор Центральный 98 86

В столбце A указаны фамилия  и имя учащегося; в столбце B — район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах C, D — баллы, полученные по математике и физике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей . На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1.  Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Майского района? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.

2.  Сколько процентов от общего числа участников составили ученики Майского района? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G2 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества участников из Майского, Кировского и Центрального районов. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

Домашнее задание

ОГЭ-14, задания по выбору

 

18.02.2025, вторник

Обработка больших массивов данных в электронных таблицах

Практическая работа

Задание 1

В электронную таблицу занесли данные наблюдения за погодой в течение одного года. Ниже приведены первые пять строк таблицы.

 

A

B

C

D

E

F

1

Дата

Температура

Осадки

Давление

Ветер

Скорость ветра

2

1 января

0,7

15,2

748

ЮВ

4,2

3

2 января

0,4

4,6

751

В

4,7

4

3 января

–1,9

1,4

747

С

2,4

5

4 января

–7,7

0,2

752

З

4,7

В столбце A записана дата наблюдения, в столбце B  — среднесуточная температура воздуха для указанной даты, в столбце C  — количество выпавших осадков (в миллиметрах) для указанной даты, в столбце D  — среднесуточное атмосферное давление (в миллиметрах ртутного столба). В столбце E записано направление ветра для указанной даты  — одно из восьми возможных значений «СЗ», «С», «СВ», «В», «ЮВ», «Ю», «ЮЗ», «З». В столбце F записана среднесуточная скорость ветра (в метрах в секунду). Всего в электронную таблицу были занесены данные по всем 365 дням года в хронологическом порядке.

 Выполните задания.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и постройте круговую диаграмму.

1.  Каким было среднее значение атмосферного давления в весенние месяцы (март, апрель, май)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.  Какое среднее количество осадков выпадало за сутки в те дни года, когда дул северо-западный (СЗ) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.

Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение направлений ветров «З», «СЗ», «ЮВ». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

Задание 2

В электронную таблицу занесли данные наблюдения за погодой в течение одного года. Ниже приведены первые пять строк таблицы.

 

 

A

B

C

D

E

F

1

Дата

Температура

Осадки

Давление

Ветер

Скорость ветра

2

1 января

0,7

15,2

748

ЮВ

4,2

3

2 января

0,4

4,6

751

В

4,7

4

3 января

–1,9

1,4

747

С

2,4

5

4 января

–7,7

0,2

752

З

4,7

 В столбце A записана дата наблюдения, в столбце B  — среднесуточная температура воздуха для указанной даты, в столбце C  — количество выпавших осадков (в миллиметрах) для указанной даты, в столбце D  — среднесуточное атмосферное давление (в миллиметрах ртутного столба). В столбце E записано направление ветра для указанной даты  — одно из восьми возможных значений «СЗ», «С», «СВ», «В», «ЮВ», «Ю», «ЮЗ», «З». В столбце F записана среднесуточная скорость ветра (в метрах в секунду). Всего в электронную таблицу были занесены данные по всем 365 дням года в хронологическом порядке.

 Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и постройте круговую диаграмму.

1.  Какая среднедневная температура в летние месяцы (июнь, июль, август)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.  Какая средняя скорость ветра была в те дни года, когда дул юго-западный (ЮЗ) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.

Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение направлений ветров «СЗ», «Ю», «В». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

Задание 3

В электронную таблицу занесли информацию о калорийности продуктов. Ниже представлены пять строк таблицы.

 

A

B

C

D

E

1

Продукт

Жиры, г

Белки, г

Углеводы, г

Калорийность, Ккал

2

Арахис

45,2

26,3

9,9

552

3

Арахис жаренный

52,0

26,0

13,4

626

4

Горох отварной

0,8

10,5

20,4

130

5

Горошек зеленый

0,2

5,0

8,3

55

 

В столбце А записан продукт; в столбце В  — содержание в нем жиров; в столбце C  — содержание белков; в столбец D  — содержание углеводов; в столбце Е  — калорийность этого продукта.

Всего в электронную таблицу был занесены данные по 1000 продуктов.

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1.  Сколько продуктов в таблице содержат меньше 20 г углеводов и больше 20 г белков? Запишите количество этих продуктов в ячейку H2 таблицы.

2.  Какова средняя калорийность продуктов с содержанием углеводов 0 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение среднего количества жиров, белков и углеводов в первых 100 продуктах. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле программы должны присутствовать легенда, (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовое значение данных, по которым построена диаграмма.

Задание 4

В электронную таблицу занесли данные наблюдений за погодой в течение одного года. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

 

А

B

C

D

E

F

1

Дата

Температура

Осадки

Давление

Ветер

Скорость ветра

2

1 января

0,7

15,2

748

ЮВ

4,2

3

2 января

0,4

4,6

751

В

4,7

4

3 января

–1,9

1,4

747

C

2,4

5

4 января

–7,7

0,2

752

З

4,7

В столбце A записана дата наблюдения, в столбце B  — среднесуточная температура воздуха для указанной даты, в столбце C  — количество выпавших осадков (в миллиметрах) для указанной даты, в столбце D  — среднесуточное атмосферное давление (в миллиметрах ртутного столба). В столбце E записано направление ветра для указанной даты – одно из восьми возможных значений: СЗ, С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З. В столбце F записана среднесуточная скорость ветра (в метрах в секунду).

Всего в электронную таблицу были занесены данные по всем 365 дням года в хронологическом порядке.

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1.  Какое среднее количество осадков выпадало за сутки в осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.  Какая средняя температура была в те дни года, когда дул северный (С) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества дней, когда дули ветры В, СВ и ЮВ. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой.

Задание 5

Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.  

 

А

B

C

D

E

F

1

Фамилия

Имя

Алгебра

Русский

Физика

Информатике

2

Абапольников

Роман

4

3

5

3

3

Абрамов

Кирилл

2

3

3

4

4

Авдонин

Николай

4

3

4

3

 В столбце A электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце B  — имя учащегося, в столбцах C, D, E и F  — оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся.

 Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и постройте диаграмму.

1.  Какое количество учащихся получило удовлетворительные оценки (то есть оценки выше 2) на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I2 таблицы.

2.  Для группы учащихся, которые получили удовлетворительные оценки на всех экзаменах, посчитайте средний балл, полученный ими на экзамене по физике. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение оценок по информатике «3», «4» и «5». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

Задание 6

В электронную таблицу занесли данные о результатах экзамена по трем предметам среди разных классов.

 

  A B C D E F G
  Номер ученика Номер региона Пол Класс Информатика Русский язык Биология
1 1 42 М 9 78 100 77
2 2 21 Ж 11 55 23 19
3 3 77 М 7 69 19 16
4 4 66 М 8 11 90 66
5 5 85 Ж 5 100 99 22

В столбце «А» содержится информация о номере ученика; в столбце «В» содержится информация о номере региона, в котором ученик сдавал экзамены; в столбце «С» содержится информация о поле ученика – «М» — мужской, «Ж» — женский; в столбце «D» содержится информация о классе, далее в трех следующих столбцах E – G содержится информация о баллах по информатике, русскому языку и биологии соответственно (максимальное количество баллов – 100, минимальное – 0). Всего в электронную таблицу занесли данные о 1000 участниках.

Пользуясь электронной таблицей, выполните задания:

1. У какого ученика 77 региона наибольшая сумма баллов по предметам информатика и биология? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I2. В ответе запишите номер ученика. Если таких учеников несколько, напишите номер того ученика, который в таблице написан выше.

2. Чему равен средний балл по русскому языку среди девочек девятого класса? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I3. В ответе запишите только целую часть числа без учета округления.

3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества учеников из регионов с номерами 50, 90 и 99. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки K6.

Домашнее задание

Выполнить любое задание из заданий 1-6, которое не выполнялось на уроке, 2 способами: с использованием фильтров и без использования фильтров

 

11.02.2025, вторник

Сортировка и поиск данных. Фильтры

Обработку данных в табличном процессоре удобно выполнять с помощью фильтров.

Фильтры позволяют быстро выполнить отбор нужных данных и обработать их.

Различают Автофильтр, Стандартный фильтр и Расширенный фильтр

Для включения Автофильтра выполните команды: Данные → Автофильтр

Для включения Стандартного фильтра выполните команды: Данные → Ещё фильтры  → Стандартный фильтр

Для включения Расширенного фильтра выполните команды: Данные → Ещё фильтры → Расширенный фильтр

Практическая работа.

Задание 1

Дано 20 целых положительных чисел. (Команды:   AZ (АЯ), ZA(ЯА), Автофильтр, Стандартный фильтр

Для выполнения заданий ввести 20 целых чисел: однозначных, двузначных, трёхзначных в любом порядке.

1. Отсортировать числа по возрастанию.

2. Отсортировать числа по убыванию.

3. Найти минимальное число.

4. Найти максимальное число.

5. Найти сумму чисел.

6. Найти среднее арифметическое всех чисел.

7. Найти среднее арифметическое двузначных чисел.

8. Найти количество чисел, больших 10.

9. Найти количество однозначных чисел.

10. Найти количество чисел, равных заданному числу.

Задание 2

Формульная зависимость в графическом виде

Задания

Задание 3

Обработка больших данных

№ 1474, 1475

Домашнее задание

Обработка большого массива данных

№№ 1469, 1468, 1476, 1477  Выполнить 2 задания по выбору: 1 - из номеров 1469, 1468, 2 - из номеров 1476, 1477

Формульная зависимость в графическом виде

Задания для тренировки

 

04.02.2025, вторник

Построение диаграмм и графиков

В электронных таблицах диаграммы строятся под управлением Мастера диаграмм, в котором предусмотрены следующие основные шаги:

1) Выбор данных, на основе которых строится диаграмма

2) Выбор типа диаграммы

3) Настройка элементов оформления диаграммы

4) Размещение диаграммы

Диаграммы в электронных таблицах сохраняют свою зависимость от данных, на основе которых они построены:

 при изменении данных соответствующие изменения происходят в диаграмме автоматически.

5) После построения диаграмму можно редактировать и форматировать, выбрав из контекстного меню необходимую команду.

Задание 1

1. Построить диаграммы и графики.

а) Построить график функции у = - на отрезке [-20; 20].

бПостроить график функции y = 3x2 + 2x - 1 на отрезке [-4; 5] с шагом 0,2.

в) Построить круговую диаграмму: "Прибыль от продажи мороженого".

Использовать подписи данных на диаграмме.

Зима

Весна

Лето

Осень

10%

30%

40%

20%

г) Построить гистограмму (столбчатую диаграмму): "Сравнительная площадь материков"

Использовать трёхмерный вид диаграммы. Фигура - цилиндр.

Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Антарктида Австралия
38% 20% 16% 12% 9% 5%

Задание 2

Температура воздуха в декабре изменялась от  - 11 до + 4 градусов (заполнить случайными числами, используя функцию RANDBETWEEN)

Найти:

а) среднюю температуру декабря;

б) количество морозных дней (t <0), а также дней, когда была оттепель (t >0);

в) вывести даты дней, когда температура была равна 0;

г) найти максимальную температуру и вывести дни с максимальной температурой;

д) какой процент составили дни с минимальной температурой?

е) какая из декад оказалась самой тёплой, какая самой холодной: 1, 2 или 3?(Декады: 1 - 1 - 10,  2 - 11 - 20, 3 - 21-31)

ж) построить график температур.

Домашнее задание

п. 3.3

Задания для самостоятельных практических работ. Стр. 149-153, №№ 2, 3, 4, 5б, 11, 12в

 

8.01.2025, вторник

Встроенные функции. Логические функции

Сортировка данных

Математические: , ABS, PI, SIN, COS, RANDBETWEEN; (СУММ, ABS, ПИ, SIN, COS, СЛУЧМЕЖДУ) и другие

Статистические: MIN, MAX, COUNTCOUNTIF, AVERAGE; (МИН, МАКС, СЧЁТ, СЧЁТЕСЛИ, СРЗНАЧ)  и другие

Логические: NOT, OR, AND, TRUE, FALSEIF; (НЕ, ИЛИ, И, ИСТИНА, ЛОЖЬ, ЕСЛИ)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ LibreOffice Calc MicrosoftOffice Excel
СУММА SUM СУММ
МОДУЛЬ ABS ABS
СИНУС SIN SIN
КОСИНУС COS COS
СЛУЧАЙНОЕ ЧИСЛО НА ПРОМЕЖУТКЕ RANDBETWEEN СЛУЧМЕЖДУ
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ОТ ДЕЛЕНИЯ ЧИСЛА НА ЧИСЛО QUOTIENT ЧАСТНОЕ
ОСТАТОК ОТ ДЕЛЕНИЯ ЧИСЛА НА ЧИСЛО MOD ОСТАТ
СТАТИСТИЧЕСКИЕ    
НАИМЕНЬШЕЕ MIN МИН
НАИБОЛЬШЕЕ MAX МАКС
КОЛИЧЕСТВО НЕПУСТЫХ ЧИСЛОВЫХ ЯЧЕЕК COUNT СЧЁТ
КОЛИЧЕСТВО НЕПУСТЫХ  ЯЧЕЕК COUNTA СЧЁТA

КОЛИЧЕСТВО НЕПУСТЫХ ЯЧЕЕК С ЗАДАННЫМ УСЛОВИЕМ

(диапазон; критерий)

COUNTIF СЧЁТЕСЛИ

КОЛИЧЕСТВО НЕПУСТЫХ ЯЧЕЕК С ЗАДАННЫМ УСЛОВИЕМ

(диапазон1; критерий1;диапазон2; критерий2; ...)

COUNTIFS СЧЁТЕСЛИМН
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРКИ AVERAGE СРЗНАЧ

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРКИ

текстовые и ложные логические выражения считаются 0, а истинные 1

AVERAGEA СРЗНАЧ

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ C КРИТЕРИЕМ ВЫБОРКИ

(диапазон критерия; критерий; диапазон усреднения)

AVERAGEIF СРЗНАЧЕСЛИ
ЛОГИЧЕСКИЕ    
НЕ NOT НЕ
ИЛИ OR ИЛИ
И AND И
ИСТИНА TRUE ИСТИНА
ЛОЖЬ FALSE ЛОЖЬ

ЕСЛИ

(логическое выражение; значение если истина; значение если ложь)

IF ЕСЛИ

Практическая работа № 1. Сортировка данных

В столбце А создать 20 целых чисел.

Отсортировать данные по возрастанию/убыванию.

Практическая работа № 2. Вычисления с использованием функций

fx вызов Мастера функций

Дано 1случайных целых чисел  из отрезка

 [-99 до 99] Найти:

 

 

1. Сформировать 12 случайных чисел, принадлежащих отрезку [-99 до 99] RANDBETWEEN СЛУЧМЕЖДУ
2. Сумму чисел.

  SUM

СУММ
3. Среднее арифметическое всех чисел.

  AVERAGE

СРЗНАЧ
4Максимальное число.

  MAX

МАКС
5Минимальное число.

  MIN

МИН
6. Количество отрицательных чисел.

  COUNTIF

СЧЁТЕСЛИ
7. Количество положительных чисел.

  COUNTIF

СЧЁТЕСЛИ
8. Среднее значение отрицательных чисел.

  AVERAGEIF

СРЗНАЧЕСЛИ
9. Среднее значение положительных чисел.

  AVERAGEIF

СРЗНАЧЕСЛИ

Для решения задач 10 - 11 сформировать на другом листе 20 случайных целых чисел

 на [-10; 99] и найти:

Для вычисления остатка использовать функцию

остат()

mod()

10. Количество чётных чисел.

11. Количество нечётных чисел.

12. Сумму чётных чисел.

13. Сумму нечётных чисел.

14. Количество чисел, у которых последняя цифра 5.

15. Сумму чисел, последняя цифра которых не 3 и не 7.

 Домашнее задание

Учебник. 3.2.2 - 3.2.3.

Практическая работа на стр. 131 (Пример 4), на стр. 134 (Пример 6)

 

 

21.01.2025, вторник

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Все задания выполняются в одном файле. Каждое задание - на отдельном листе

Практическая работа.

Вспомните, как обозначаются и как работают относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Выполните задания практической работы

1. Покупка.

  А В С D E F
1 № п.п. Наименование товара Единица измерения Количество Цена Стоимость
2 1 Дневник шт. 1 21,38 21,38р.
3 2 Тетрадь в линейку шт. 5 3,20 16,00р.
4 3 Тетрадь в клетку шт. 12 3,15 37,80р.
5 4 Линейка шт. 1 3,56 3,56р.
6 5 Карандаш шт. 3 6,32 18,96р.
7 6 Ручка обычная шт. 2 11,24 22,48р.
8 7 Ручка гелевая шт. 2 19,23 38,46р.
9   ИТОГО:   26   158,64р.

Алгоритм выполнения задания

    1. Загрузите табличный процессор.

    2. Переименуйте Лист1 Рабочей книги в Покупка.

    3. Введите названия всех полей.

    4. Выполните оптимальную ширину ячеек в блоке A1:F1.

        Выделите блок. Затем выполните: Формат - Столбец -  Оптимальная ширина - ОК

    5. Введите данные в блок ячеек: A2:A8, используя копирование.

    6. Введите данные в блок ячеек: B2:B9.

    7В ячейку C2 введите единицу измерения шт. Скопируйте содержимое ячейки C2 в блок ячеек C3:C8.

    8Введите количество товара в блок ячеек D2:D8.

    9Введите цену товара в блок ячеек E2:E8.

  10Введите формулу для вычисления стоимости товара в ячейку F2:    = E2*D2

  11. Скопируйте формулу из ячейки F2 в блок ячеек F3:F8.

  12В ячейках D9 и F9 вычислите суммы соответствующих столбцов и результаты отобразите красным цветом.

2. Перевод валют.

    1. Переключитесь на Лист2 (Если такого листа нет, создайте его).

    2. Переименуйте Лист2 в Курсы валют

    3. Составьте калькуляцию для перевода денежной суммы из рублей в доллары и евро.

        Для ввода значка €, удерживая клавишу Alt,

        нажмите последовательно клавиши 0136 на дополнительной клавиатуре в русской раскладке клавиатуры или 0128 - в английской..

        Или найдите символ € через меню Вставка: Вставка - Специальные символы

  А B
1 Курс $ 61,23 р.
2 Курс € 74,25 р.
3    
4 Сумма руб. 369,28 р.
5 Сумма $ $6,03
6 Сумма € €4,97

   

3. Таблица умножения на заданное число.

    1. Переключитесь на Лист3 (Если такого листа нет, создаёте его).

    2. Переименуйте Лист3 в Таблица умножения

    3.    Используя данный шаблон, доработайте его так, чтобы получилась таблица умножения на заданное число,

    которое будет вводиться в ячейку G1.

  A B C D E F G
1 1 *   =     9
2 2 *   =      
3 3 *   =      
4 4 *   =      
5 5 *   =      
6 6 *   =      
7 7 *   =      
8 8 *   =      
9 9 *   =      
10 10 *   =      

Домашнее задание.

§3.2, п. 3.2.1 - 3.2.2

Получить таблицу умножения (Таблица Пифагора)

Примечание. В ячейку A2 вводится формула, затем копируется в заданный диапазон.

В результате получается искомая таблица.

A B C D E F G H I
1
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9
3 2 2 4 6 8 10 12 14 16 18
4 3 3 6 9 12 15 18 21 24 27
5 4 4 8 12 16 20 24 28 32 36
6 5 5 10 15 20 25 30 35 40 45
7 6 6 12 18 24 30 36 42 48 54
8 7 7 14 21 28 35 42 49 56 63
9 8 8 16 24 32 40 48 56 64 72
10 9 9 18 27 36 45 54 63 72 81

 

14.01.2025, вторник

Электронные таблицы. Основные понятия

Презентация Смотреть

Видеоролик Смотреть

Электронные таблицы - программы для автоматизации вычислений, представленных в двумерной таблице.

Табличные процессоры Microsoft Office Excel, LibreOffice Calc.

Интерфейс табличного процессора LibreOffice Calc.

    Рабочая книга.

    Листы рабочей книги.

    Столбцы и строки.

    Ячейки (клетки).

    Основные панели инструментов: Стандартная, Форматирование, Панель (Строка) формул.

Структура строки формул: Поле имени - Поле команд - Поле ввода

Блоки ячеек, их обозначение.

Характеристики ячейки: имя, содержимое (то, что введено), значение (результат содержимого), формат (оформление), статус (защищена, не защищена).

Правила ввода формулыформула начинается со знака =, ссылки в формулы вводятся путём выделения нужных ячеек.

Калькуляция - процесс размещения данных и написания формул.

Типы данныхчисловые, текстовые, дата, логические и другие.

Понятие ссылки (ссылка - это адрес ячейки или блока ячеек в формуле).

Относительные (изменяются при копировании),

Абсолютные (не изменяются при копировании),

Смешанные ссылки (относительная часть изменяется в зависимости от перемещения ячейки, абсолютная часть не изменяется).

Относительная ссылка    С3
Абсолютная ссылка    $C$3
Смешанная ссылка    $C3
Смешанная ссылка    C$3

Практическая работа.

Простейшие вычисления в электронной таблице.

 Проект: "Покупка"

Вычислить стоимость покупки, если куплено:

- карандаши, 15 штук по цене 0,90 руб.;

- тетради в линейку, 30 штук по цене 0.50 руб.;

- тетради в клетку, 45 штук по цене 0.60 руб.;

- ручки, 6 штук по цене 1,36 руб;

- блокноты, 12 штук по цене 2,34 руб.

Составим калькуляцию

  A B C D E F

1

№ п.п. Наименование товара Единица измерения Количество Цена Стоимость
2 1 Карандаш шт. 15 0,90 р. = D2*E2
3 2 Тетрадь в линейку шт. 30 0,50 р.  
4 3 Тетрадь в клетку шт. 45 0.60 р,  
5 4 Ручка шт. 6 1.36 р.  
6 5 Блокнот шт. 12 2.34 р.  

7

  Итого:       =sum(F2:F6)

Домашнее задание.

§3.1, вопросы 1-16 на стр. 124-125