Главная 1 четверть  2 четверть  3 четверть

 8 класс

УМК: Л.Л. Босова. Информатика

Учебные пособия

Босова Л.Л. Информатика, 8 класс

 

ОЛИМПИАДЫ и КОНКУРСЫ   Участвуй и ПОБЕЖДАЙ!!!

 

Проект Код будущего https://talent-it.ru/

 

20 ноября — 10 декабря 2023 Урок цифры

Облачные технологии в поисках снежного барса

 

Административная промежуточная контрольная работа

8А,В - 14.12.2023

- 07.12.2023

- 08.12.2023

 

28(8АБВ)-29().12.2023, четверг, пятница

Решение задач. Исполнение и разработка алгоритмов

Задание 1. Исполнитель Робот

                 Разработать алгоритм для Робота.

                 СКИ Робота: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить

                 Робот рисует узор и возвращается в исходное положение.

*

     
       
       
       
       

Задание 2.

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

  1. возведи в квадрат
  2. вычти 3

Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 30,

содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Задание 3.

У исполнителя Удвоитель две команды, которым присвоены номера:

  1. умножь на 2
  2. прибавь 3

Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 1 числа 38,

содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Задание 4.

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

  1. возведи в квадрат
  2. вычти 2

Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 7 числа 79,

содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Задание 5.

У исполнителя Умножатель две команды, которым присвоены номера:

  1. умножь на 2
  2. вычти 1

Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 5 числа 31 содержащий не более 5 команд.

В ответе запишите только номера команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Задание 6.

У исполнителя Бета две команды, которым присвоены номера:
          1. прибавь b
          2. умножь на 2

(b – неизвестное натуральное число) Выполняя первую из них, Бета увеличивает число на экране на b,

а выполняя вторую, умножает это число на 2.

Программа для исполнителя Бета – это последовательность номеров команд.

Известно, что программа 21212 переводит число 18 в число 198. Определите значение b.

Задание 7.

У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
          1. прибавь 1
          2. умножь на b

(b - неизвестное натуральное число; b ≥ 2) Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1,

а выполняя вторую, умножает это число на b. Известно, что программа 11221 переводит число 11 в число 118. Определите значение b.

Задание 8.

У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
          1. прибавь 1
          2. умножь на b

(b - неизвестное натуральное число; b ≥ 2) Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1,

а выполняя вторую, умножает это число на b. Известно, что программа 11211 переводит число 12 в число 114.

Определите значение b.

Задание 9.

У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
          1. прибавь 1
          2. умножь на b

(b - неизвестное натуральное число; b ≥ 2) Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Известно, что программа 11221 переводит число 7 в число 145. Определите значение b.

Задание 10.

Даны два натуральных двузначных числа.

Составить из цифр этих чисел четырёхзначное число так, чтобы вначале числа были цифры первого числа.

Например. Для чисел 34 и 65 ответом будет число 3465.

Задание 11.

Дано натуральное пятизначное число. Получить из этого числа четырёхзначное число, вычёркиванием средней цифры.

Например. Для числа 23128 ответом будет число 2328.

Задание 12.

Дано четырёхзначное натуральное число. Получить перевёртыш данного числа.

Например. Для числа 5291 ответом будет число 1925.

Задание 13.

Дано два трёхзначных натуральных числа. Получить из цифр этих чисел двузначное число, у которого цифра десятков есть последняя цифра суммы цифр исходных чисел, а цифра единиц есть цифра десятков произведения цифр исходных чисел.

Например. Для чисел 12 и 12 ответом будет число 44.

Задание 14.

        Онлайн-тестирование. Тест 1   Тест 2

 

21(8АБВ)-22().12.2023, четверг, пятница

Объекты алгоритмов

Презентация Смотреть

Видеоролик Смотреть

Данные - это количественные, качественные или иные характеристики (свойства) - объектов, явлений, процессов

Величины - это обозначенные данные

Величины бывают постоянными и переменными

    Постоянная величина не изменяет своего значения в процессе выполнения алгоритма

    Переменная величина может изменять своё значение в процессе выполнения алгоритма

По назначению величины бывают:

    - входными (исходными, данными, сообщаемые исполнителю для решения задачи);

    - выходными (искомыми, результатами), обозначение полученного результата;

    - промежуточными (используются по усмотрению разработчика для обозначения промежуточных результатов, для деления громоздких выражений на части)

Характеристики величины:

    имя (идентификатор) - обозначение величины;

            чаще всего имена величин обозначаются латинскими буквами или сочетанием букв и цифр, знаков подчёркивания. Имя величины не может содержать знаков препинания и других специальных символов. Например: a, b, cd, answer, day, perimetr

    - тип - характеристика, которая влияет на размер выделяемой для величины памяти (для компьютера), диапазон допустимых значений, разрешённые действия над величиной. Основные типыцелый - для величин, принимающих только целые значения, вещественный - для величин, принимающих вещественные значения, т. е., содержащие целую и дробную части, строковые (символьные, текстовые) - для величин, принимающих значения любого набора символов, логические - для величин, принимающих одно из двух значений: истина или ложь

    значение - мгновенная характеристика величины

Величины могут быть табличными. Смотри учебник на стр. 85-86

Тип величины выбирают в зависимости от смыла её в задаче.

    Деление величин на типы связано с различным способом представления их в компьютере

 

По имени величины программа обращается к ячейкам оперативной памяти компьютера для получения значения величины.

Для задания значения величине используется операция (команда) присваивания, которая обозначается  :=

Например: a := 56;  angle := 89; answer := answer - 5*(a - 7);

Свойства операции присваивания

Пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой.

Значение переменной остаётся неизменной до тех пор, пока её не присвоили новое значение.

Если переменной присвоили новое значение, прежнее навсегда уничтожается

 

Практическая работа. Разработка и исполнение линейных алгоритмов.

Онлайн-тестирование Тест_1  Тест_2   Тест_3   Тест_4

 

Задание 1. Стр. 112, № 6

Задание 2. Дано трёхзначное натуральное число. Найти сумму квадратов цифр числа.

Операции div, mod

a div b - возвращает целую часть от деления целого числа на b

a mod b - возвращает остаток от деления целого числа на b

Решение.

Пусть x - трёхзначное число

s := x div 100; вычисление цифры сотен

d := x div 10 mod 10; (или d := x div 10 mod 10;) вычисление цифры десятков

е := x mod 10; вычисление цифры единиц

summa := s*s + d*d + e*e; вычисление суммы цифр

Задание 3. Стр. 113, № 10

Задание 4. Дано четырёхзначное натуральное число. Найти сумму и произведение цифр числа.

Задание 5. Дано трёхзначное натуральное число. Поменять местами цифры сотен и единиц в числе.

Задание 6. Дано двузначное натуральное натуральное число.

                 Получить трёхзначное число:

                 а) приписыванием цифры слева;

                 б) приписыванием цифры справа;

                 в) вставкой цифры в середину числа.

Домашнее задание

1. Получить из трёхзначного натурального числа трёхзначное число:

        а) приписав цифру слева;

        б) приписав цифру справа;

        в) вставив цифру после цифры сотен;

        г) вставив цифру после цифры десятков.

2. Получить из четырёхзначного натурального числа трёхзначное, удалив цифру сотен.

3. Онлайн-тестирование Объекты алгоритмов

 

 

14(8АБВ)-15().12.2023, четверг, пятница

Алгоритмическая конструкция "следование"

Способы записи алгоритмов: словесный, блок-схема,  на языке программирования.

Назначение блоков в блок-схеме: начало, конец, действие (процесс), ввод - вывод.

Следование - последовательный порядок действий.

Линейные алгоритмы - алгоритмы, в которых используются только команды следования.

Примеры алгоритмов следования: стр. 92 - 94.

Практическая работа. Разработка и исполнение линейных алгоритмов.

Задание 1. Стр. 112, № 4

Задание 2. Дано трёхзначное натуральное число. Найти сумму цифр числа.

Задание 3. Стр. 113, № 7

Задание 4. Анализ программ для исполнителя Калькулятор

Задание 5. Онлайн-тестирование 

Домашнее задание

§2.4, п. 2.4.1. Стр. 113, №№ 5, 6, 8, 9, 10

Онлайн-тестирование для самоконтроля Выполнить

 

07(8АБВ)-08().12.2023, четверг, пятница

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов

Видеоролик Смотреть

Алгоритм - строгая последовательность команд (действий), приводящая исполнителя от исходных данных к результату.

Исполнитель - выполняющий алгоритм.

Формальный и неформальный исполнитель.

СКИ - система команд исполнителя.

Свойства алгоритма: понятность, дискретность, определённость, результативность, массовость.

Характеристики исполнителя:

    - круг решаемых задач (умеет решать определенного типа задачи);

    - среда обитания (обстановка, в которой исполнитель решает задачи);

    - режим работы (ручной - по одной команде, указанной человеком, автоматический - самостоятельно выполняет указанные команды);

    - СКИ - набор команд, известных исполнителю.

Формальное исполнение алгоритма - исполнение по определённым правилам.

    При формальном исполнении алгоритма одну и ту же команду исполнитель выполняет одинаково.

Способы записи алгоритмов: словесный, блок-схема,  на формальном языке (на алгоритмическом языке, языке программирования)

Назначение блоков в блок-схеме: начало, конец, действие (процесс), решение (проверка условия), ввод - вывод.

Практическая работа.

1. Задание 15 на стр. 70

2. Задание 18а на стр. 71

3. Задания для тренировки Выполнить

Домашнее задание

§2.1, Стр. 70 - 71, №№ 14, 18б, 19

 

30(8АБВ)-01().12.2023, четверг, пятница

Контрольная работа № 1.

Математические основы информатики.

Домашнее задание

§2.1.

 

23(8АБВ)-24().11.2023, четверг, пятница

Логические элементы

Логический элемент - это дискретный преобразователь,

который выдаёт после обработки двоичных сигналов значение одной из логических операций

Логические элементы: НЕ (инвертор), И (коньюнктор), ИЛИ (дизъюнктор)

Практическая работа.

Стр. 53 № 16

Решение задач

1. Постройте таблицу истинности для логического выражения

  a)  A\/B /\ не (A /\ B)

 б) не A /\ B \/ не (A /\B)

2. Даны множества: A = {1,5,7,8}, В = {1,2,4,7,9}, С = {1,3,5,7,8}

    Найдите:

    a) A È B;

    б) A Ç B;

    в) A È ( B Ç С)

3. Сколько различных четырёхбуквенных слов можно составить из букв B, C, D, F:

    а) буквы в словах могут повторяться;

    б) буквы в словах не могут повторяться.

4.

а) Напишите наибольшее число х, для которого истинно высказывание:

                                    НЕ((x>16) ИЛИ (x<10))

б) Напишите наибольшее число х, для которого истинно высказывание:

                                    (x<=8) И (x кратно 3)

в) Напишите  наименьшее число х, для которого истинно высказывание:

                                    НЕ(x<50) И (x кратно 10)

г) Напишите наибольшее число х, для которого ложно высказывание:

                                    НЕ(x<50) ИЛИ (x <= 20)

д) Напишите наименьшее число х, для которого ложно высказывание:

                                    (x>=50) ИЛИ НЕ(x >= 20)

5. Поисковые запросы в Интернете

    Задания

Домашнее задание

Стр. 52 №№ 11, 17

Задания с самопроверкой для подготовки к контрольной работе: стр. 54-58

Задания с самопроверкой ВЫПОЛНИТЬ

 

16(8АБВ)-17().11.2023, четверг, пятница

Свойства логических операций. Решение задач

Доказательство законов логики

Стр. 43, законы № 3 (распределительные законы)

Анализ логического выражения

1. Найти наименьшее целое число X, для которого истинно высказывание (X > 34) И (все цифры числа одинаковы) .

2. Найти наименьшее целое число X, для которого ложно высказывание (X <= 34) ИЛИ (X - нечётное число).

3. Найти наибольшее целое число X, для которого истинно высказывание: НЕ (X < 2) И (X < 5)

4.  Найти число X, для которого истинно высказывание: (X < 8) И НЕ (X < 7)

Нахождение значения логического выражения

1Напишите наименьшее целое число x, для которого истинно высказывание:

   НЕ (X < 9) И НЕ (X нечётное).

2. Напишите наибольшее целое число x, для которого истинно высказывание: 

      НЕ (X <= 14) И (X <= 18).

3. Напишите наибольшее целое число x, для которого истинно высказывание:

(X >= 6) И НЕ (X > 12).

4. Напишите наибольшее целое число x, для которого истинно высказывание: 

   НЕ (X <= 11) И НЕ (X >= 17) И (X нечётное).

5Для какого целого числа X ЛОЖНО высказывание:

(X > 7) ИЛИ НЕ (X > 6).

6. Напишите наименьшее натуральное двузначное число, для которого истинно высказывание: 

     НЕ (первая цифра нечётная) И (число делится на 3).

Построение таблиц истинности логических выражений

7.  не (A \/ B /\ не С)

8.  A\/B /\ не (A /\ B)

9.  не A /\ B \/ не (A /\B)

Множества и логика

10. Стр. 53 № 13, 17

11. Задания

Домашнее задание

§1.4, п. 1.4.5. Доказательство законов отрицания: стр. 44 №8 (законы общей инверсии).

                       Стр. 52, №№ 10, 12

Задания на определение истинности логического выражения (ответы записать в тетрадь) ВЫПОЛНИТЬ

 

09(8АБВ)-10(8Г).11.2023, четверг, пятница

Высказывание. Логические операции

Презентация Смотреть

Видеоролик Смотреть

Логика - (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум, мысль)

Логика - наука о формах и способах мышления.

Задача логики - выяснить истинность утверждения.

Алгебра - наука об общих операциях над разнообразными математическими объектами.

Высказывание (утверждение) - предложение относительно которого можно сказать истинно оно или ложно.

Высказываниями не могут быть вопросительные и восклицательные предложения.

Обозначение высказываний: A, D, C, D, ..., a, b, c, d, ....

Логические операции

    - инверсия (отрицание) - операция НЕ;

    - коньюнкция (логическое умножение) - операция И;

    - дизъюнкция (логическое сложение) - операция ИЛИ

Обозначения значений высказываний:

Истина (правда), И, 1, да, True

Ложь (неправда), Л, 0, нет, False

 

Обозначение логических операций:

Инверсия: не, not, Ø

Коньюнкцияи, &, and, /\*

Дизъюнкцияили, |, or, \/, +

 

Простое и составное высказывание.

Простые

    1. Сумма углов треугольника равна 180 градусов

    2. 12 > 8

    3. 3 - чётное число

Составные высказывания

    1. 3 < 7 < 10

    2. На улице идёт дождь и холодно

    3. Ученики идут в кино или на каток

    4. Число 9 нечётное и кратное 3

Таблица истинности логических операций

 

 

инверсия

(отрицание)

не

коньюнкция

(логическое умножение)

и

дизъюнкция

(логическое сложение)

или

А В ¬A ¬B А /\ В А \/ В
0 0 1 1 0 0
0 1 1 0 0 1
1 0 0 1 0 1
1 1 0 0 1 1

 

Построение таблиц истинности логических выражений.

Практическая работа.

Выразить логические выражения на обычном языке.

Стр. 50, № 6

Построить таблицы истинности логических выражений.

Стр. 51, № 8 (а, в)

Определение истинности логических выражений

Задания №№ 1, 3, 5, 7, 9

 Домашнее задание

§1.4, п. 1.4.3. Стр. 51, № 6, 8(б, г)

Определение истинности логических выражений

Задания №№ 2, 4, 6, 8,10

 

 

26(8АБВ)-27(8Г).10.2023, четверг, пятница

Множества и операции над ними

Презентация Смотреть

Множество - это совокупность объектов различной природа, которые рассматриваются как единое целое

Обозначение множеств: A, B, C, D, E, F, G и т.д. Множества обозначаются заглавными буквами латинского алфавита.

Объекты, входящие в множество называют элементами множества.

Элементы множества заключаются в фигурные скобки.

A = {1, 2, 3, 4, 5}; B = {3, 4, 5, 6, 7}; C = {3, 4, 5}; D ={0, 8, 9}

Пересечение множеств и B:  AÇB = {3, 4, 5} - множество, состоящее из элементов, входящих одновременно в множество и в множество В.

Объединение множеств и B:  AÈB = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7} - множество, состоящее из элементов, входящих хотя бы в одно из множеств: или в В.

Подмножество - это множество, состоящее из элементов, входящих в другое множество. C = {3, 4, 5} - подмножество множества A = {1, 2, 3, 4, 5}.

Дополнение множества. Так как является подмножеством A, то дополнением до является множество {1, 2, 3}, состоящее из элементов, не выходящих в множество A.

Множество, не содержащее элементов, называется пустым и обозначается Æ

Пересечением множеств и является пустое множество. AÇD = Æ

Пересечением множеств и является множество AAÇA = A

Обозначение множеств и операций над множествами кругами Эйлера.

|AÇB| = |A| + |B| - |AÈB|

|AÈB| = |A| + |B| - |AÇB|

 

Практическая работа

Онлайн-тестирование Вариант 1

Онлайн-тестирование Вариант 2

 

Задание 1

Запишите множество, состоящее из цифр четверичной системы счисления.

Задание 2

Запишите множество, состоящее из эквивалентов двоичных кодов, соответствующих цифрам четверичной системы счисления.

Задание 3

Даны множества:

A = {c,а,м,о,к,а,т}; B ={с,а,м,о,л,ё,т}; C = {c,а,м}

Запишите с помощью фигурных скобок:

3.1. пересечение множеств A и B;

3.2. объединение множеств A, B, C;

3.3. пересечение множеств A и C;

3.4. дополнение множества до множества A;

3.5. дополнение множества С до множества В;

3.6. изобразите кругами Эйлера пересечение множеств A и B;

3.7. изобразите кругами Эйлера объединение множеств A, B.

Задачи. 

Задача 1.

Решить № 6

    а) найти количество дорог из города А в город K;

    б) найти количество дорог из города А в город K, проходящих через город Г;

    в) найти количество дорог из города А в город K, не проходящих через город Г.

Задача 2.

Сколько различных четырёхбуквенных слов можно составить из букв слова ОРЁЛ, чтобы буквы в словах не повторялись?

Задача 3.

Сколько различных пятизначных чисел можно составить  из цифр 1, 3, 5, 7, 9 таких, чтобы цифры в числах не повторялись?

Задача 4.

Сколько различных пятизначных чисел можно составить  из цифр 0, 2, 4, 6, 8 таких, чтобы цифры в числах не повторялись?

Задача 5.

Сколько различных трёхбуквенных слов можно составить из букв Г, О, ДКаждая буква может входить в слово несколько раз или не входить вообще.

Задача 6.

Сколько различных четырёхбуквенных слов можно составить из букв Г, О, ДКаждая буква может входить в слово несколько раз или не входить вообще.